II
Райский с год только перед этим познакомился с Софьей Николаевной
Беловодовой, вдовой на двадцать пятом году, после недолгого замужества с
Беловодовым, служившим по дипломатической части. Она была из старинного
богатого дом Пахотиных. Матери она лишилась еще до замужества, и батюшка ее,
состоявший в полном распоряжении супруги, почувствовав себя на свободе,
вдруг спохватился, что молодость его рано захвачена была женитьбой и что он
не успел пожить и пожуировать. Он повел было жизнь холостяка, пересиливал
годы и природу, но не пересилил и только смотрел, как ели и пили другие, а у
него желудок не варил. Но он уже успел нанести смертельный удар своему
состоянию. У него, взамен наслаждений, которыми он пользоваться не мог,
явилось старческое тщеславие иметь вид шалуна, и он стал вознаграждать себя
за верность в супружестве сумасбродными связями, на которые быстро ушли все
наличные деньги, брильянты жены, наконец и большая часть приданого дочери.
На недвижимое имение, и без того заложенное им еще до женитьбы, наросли
значительные долги.
Когда источники иссякли, он изредка, в год раз, иногда два, сделает
дорогую шалость, купит брильянты какой-нибудь Armance, экипаж, сервиз, ездит
к ней недели три, провожает в театр, делает ей ужины, сзывает молодежь, а
потом опять смолкает до следующих денег.
Николай Васильевич Пахотин был очень красивый сановитый старик, с
мягкими, почтенными сединами. По виду его примешь за какого-нибудь
Пальмерстона.
Особенно красив он был, когда с гордостью вел под руку Софью Николаевну
куда-нибудь на бал, на общественное гулянье. Не знавшие его почтительно
сторонились, а знакомые, завидя шалуна, начинали уже улыбаться и потом
фамильярно и шутливо трясти его за руку, звали устроить веселый обед,
рассказывали на ухо приятную историю...
Старик шутил, рассказывал сам направо и налево анекдоты, говорил
каламбуры, особенно любил с сверстниками жить воспоминаниями минувшей
молодости и своего времени. Они с восторгом припоминали, как граф Борис или
Денис проигрывал кучи золота; терзались тем, что сами тратили так мало, жили
так мизерно; поучали внимательную молодежь великому искусству жить.
Но особенно любил Пахотин уноситься воспоминаниями в Париж, когда в
четырнадцатом году русские явились великодушными победителями,
перещеголявшими любезностью тогдашних французов, уже попорченных в этом
отношении революцией, и превосходившими безумным мотовством широкую щедрость
англичан.
Старик шутя проживал жизнь, всегда смеялся, рассказывал только веселое,
даже на драму в театре смотрел с улыбкой, любуясь ножкой или лорнируя la
gorge {Грудь (фр.).} актрисы.
Когда же наставало не веселое событие, не обед, не соблазнительная
закулисная драма, а затрогивались нервы жизни, слышался в ней громовой
раскат, когда около него возникал важный вопрос, требовавший мысли или воли,
старик тупо недоумевал, впадал в беспокойное молчание и только учащенно
жевал губами. У него был живой, игривый ум, наблюдательность и некогда
смелые порывы в характере. Но шестнадцати лет он поступил в гвардию, выучась
отлично говорить, писать и петь по-французски и почти на зная русской
грамоты. Ему дали отличную квартиру, лошадей, экипаж и тысяч двадцать
дохода.
Никто лучше его не был одет, и теперь еще, в старости, он дает законы
вкуса портному; все на нем сидит отлично, ходит он бодро, благородно,
говорит с уверенностью и никогда не выходит из себя. Судит обо всем часто
наперекор логике, но владеет софизмом с необыкновенною ловкостью.
С ним можно не согласиться, но сбить его трудно. Свет, опыт, вся жизнь
его не дали ему никакого содержания, и оттого он боится серьезного, как
огня. Но тот же опыт, жизнь всегда в куче людей, множество встреч и
способность знакомиться со всеми образовывали ему какой-то очень приятный,
мелкий умок, и не знающий его с первого раза даже положится на его совет,
суждение и потом уже, жестоко обманувшись, разглядит, что это за человек.
Он не успел еще окунуться в омут опасной, при праздности и деньгах,
жизни, как на двадцать пятом году его женили на девушке красивой, старого
рода, но холодной, с деспотическим характером, сразу угадавшей слабость мужа
и прибравшей его к рукам.
Теперь Николай Васильевич Пахотин заседает в каком-то совете раз в
неделю, имеет важный чин, две звезды и томительно ожидает третьей. Это его
общественное значение.
Было у него другое ожидание - поехать за границу, то есть в Париж, уже
не с оружием в руках, а с золотом, и там пожить, как живали в старину.
Он с наслаждением и завистью припоминал анекдоты времен революции, как
один знатный повеса разбил там чашку в магазине и в ответ на упреки купца
перебил и переломал еще множество вещей и заплатил за весь магазин; как
другой перекупил у короля дачу и подарил танцовщице. Оканчивал он рассказы
вздохом сожаления о прошлом. Вскоре после смерти жены он было попросился
туда, но образ его жизни, нравы и его затеи так были известны в обществе,
что ему, в ответ на просьбу, коротко отведено было: "Незачем". Он пожевал
губами, похандрил, потом сделал какое-то громадное, дорогое сумасбродство и
успокоился. После того, уже промотавшись окончательно, он в Париж не
порывался. Кроме томительного ожидания третьей звезды, у него было еще
постоянное дело, постоянное стремление, забота, куда уходили его напряженное
внимание, соображения, вся его тактика, с тех пор как он промотался.- это
извлекать из общих своих старших сестер, пожилых девушек, теток Софьи,
денежные средства на шалости. Надежда Васильевна и Анна Васильевна Пахотины,
хотя были скупы и не ставили собственно личность своего братца в грош, но
дорожили именем, которое он носил, репутацией и важностью дома, преданиями,
и потому, сверх определенных ему пяти тысяч карманных денег, в разное время
выдавали ему субсидии около такой же суммы, и потом еще, с выговорами, с
наставлениями, чуть не с плачем, всегда к концу года платили почти столько
же по счетам портных, мебельщиков и других купцов. Они знали, на какое
употребление уходят у него деньги, но на это они смотрели снисходительно,
помня нестрогие нравы повес своего времени и находя это в мужчине
естественным. Только они, как нравственные женщины, затыкали уши, когда он
захочет похвастаться перед ними своими шалостями или когда кто другой
вздумает довести до их сведения о каком-нибудь его сумасбродстве. Он был в
их глазах пустой, никуда не годный, ни на какое дело, ни для совета,старик и
плохой отец, но он был Пахотин, а род Пахотиных уходит в древность, портреты
предков занимают всю залу, а родословная не укладывается на большом столе, и
в роде их было много лиц с громким значением. Они гордились этим и прощали
брату все, за то только, что он Пахотин. Сами они блистали некогда в свете,
и по каким-то, кроме их, всеми забытым причинам остались девами. Они
уединились в родовом доме и там, в семействе женатого брата, доживали
старость, окружив строгим вниманием, попечениями и заботами единственную
доча Пахотина, Софью.
Замужество последней расстроило было их жизнь, но она овдовела,
лишилась матери и снова, как в монастырь, поступила под авторитет и опеку
теток.
Они были две высокие седые, чинные старушки, ходившие дома в тяжелых
шелковых темных платьях, больших чепцах, на руках со многими перстнями.
Надежда Васильевна страдала тиком и носила под чепцом бархотную шапочку, на
плечах бархотную, подбитую горностаем кацавейку, а Анна Васильевна сырцовые
букли и большую шаль.
У обеих было по ридикюлю, а у Надежды Васильевны высокая золотая
табакерка, около нее несколько носовых платков и моська, старая, всегда
заспанная, хрипящая и от старости не узнающая никого из домашних, кроме
своей хозяйки. Дом у них был старый, длинный в два этажа, с гербом на
фронтоне, с толстыми, массивными стенами, с глубокими окошками и длинными
простенками . В доме тянулась бесконечная анфилада обитых штофом комнат;
темные тяжелые резные шкафы, с старым фарфором и серебром, как саркофаги,
стояли по стенам с тяжелыми же диванами и стульями рококо, богатыми, но
жесткими, без комфорта.
Швейцар походил на Нептуна; лакеи пожилые и молчаливые, женщины в
темных платьях и чепцах. Экипаж высокий, с шелковой бахромой, лошади старые,
породистые, с длинными феями и спинами, с побелевшими от старости губами,
при езде крупно кивающие головой. Комната Софьи смотрела несколько веселее
прочих, особенно когда присутствовала в ней сама хозяйка: там были цветы,
ноты, множество современных безделок. Еще бы немного побольше свободы,
беспорядка, света и шуму - тогда это был был бы свежий, веселый и розовый
приют, где бы можно замечтаться, зачитаться, заиграться и, пожалуй,
залюбиться.
Но цветы стояли в тяжелых старинных вазах, точно надгробных урнах,
горка массивного старого серебра придавала еще больше античности комнате. Да
и тетки не могли видеть беспорядка: что цветы раскинутся в вазе прихотливо,
входила Анна Васильевна, звонила девушку в чепце и приказывала собрать их в
симметрию.
Если оказывалась книга в богатом переплете лежащею на диване, на стуле,
- Надежда Васильевна ставила ее на полку; если западал слишком вольный луч
солнца и играл на хрустале, на зеркале, на серебре,- Анна Васильевна
находила, что глазам больно, молча указывала человеку пальцем на портьеру, и
тяжелая, негнущаяся шелковая завеса мерно падала с петли и закрывала свет.
Зато внизу, у Николая Васильевича, был полный беспорядок. Старые
предания мешались там с следами современного комфорта. Подле тяжелого буля
стояла откидная кушетка от Гамбса, высокий готический камин прикрывался
ширмами с картинами фоблазовских нравов, на столах часто утро заставало
остатки ужина, на диване можно было найти иногда женскую перчатку, ботинку,
в уборной его - целый магазин косметических снадобьев.
Как тихо и молчаливо было наверху, так внизу слышались часто звонкие
голоса, смех, всегда было там живо, беспорядочно. Камердинер был у него
француз, с почтительной речью и наглым взглядом.
<-- прошлая часть | весь текст сразу | следующая часть --> | | |