XIV
Действительно, Оленин ходил по двору в то время. как Марьяна прошла в
ворота, и слышал, как она сказала: "Постоялец-то, черт, ходит". Весь этот
вечер провел он с дядей Ерошкой на крыльце своей новой квартиры. Он велел
вынести стол, самовар, вино, зажженную свечу и за стаканом чая и сигарой
слушал рассказы старика, усевшегося у его ног на приступочке. Несмотря на
то, что воздух был тих, свеча плыла и огонь метался в разные стороны,
освещая то столбик крылечка, то стол и посуду, то белую стриженую голову
старика. Ночные бабочки вились и, сыпля пыль с крылышек, бились по столу и в
стаканах, то влетали в огонь свечи, то исчезали в черном воздухе, вне
освещенного круга. Оленин выпил с Ерошкой вдвоем пять бутылок чихиря. Ерошка
всякий раз, наливая стаканы, подносил один Оленину, здороваясь с ним, и
говорил без устали. Он рассказывал про старое житье казаков, про своего
батюшку Широкого, который один на спине приносил кабанью тушу в десять пуд и
выпивал в один присест два ведра чихирю. Рассказал про свое времечко и
своего няню [Няней называется в прямом смысле всегда старшая сестра, а в
переносном "няней" называется друг. (Прим. Л. Н. Толстого.)] Гирчика, с
которым он из-за Тереку во время чумы бурки переправлял. Рассказал про
охоту, на которой он в одно утро двух оленей убил. Рассказал про свою
душеньку, которая за ним по ночам на кордон бегала. И все это так
красноречиво и живописно рассказывалось, что Оленин не замечал, как
проходило время.
- Так-то, отец ты мой,- говорил он,- не застал ты меня в мое золотое
времечко, я бы тебе все показал. Нынче Ерошка кувшин облизал, а то Ерошка по
всему полку гремел. У кого первый конь, у кого шашка гурда [Шашки и кинжалы,
дороже всего ценимые на Кавказе, называются по мастеру - Гурда. (Прим. Л. Н.
Толстого.)], к кому выпить пойти, с кем погулять? Кого в горы послать,
Ахмет-хана убить? Все Ерошка. Кого девки любят? Все Ерошка отвечал. Потому
что я настоящий джигит был. Пьяница, вор, табуны в горах отбивал, песенник;
на все руки был. Нынче уж и казаков таких нету. Глядеть скверно. От земли
вот (Ерошка указал на аршин от земли), сапоги дурацкие наденет, все на них
Смотрит, только и радости. Иль пьян надуется; да и напьется не как человек,
а так что-то. А я кто был? Я был Ерошка-вор; меня, мало по станицам,- в
горах-то знали. Кунаки-князья приезжали. Я, бывало, со всеми кунак: татарин
- татарин, армяшка - армяшка, солдат - солдат, офицер - офицер. Мне все
равно, только бы пьяница был. Ты, говорит, очиститься должен от мира
сообщенья: с солдатом не пей, с татарином не ешь.
- Кто это говорит? - спросил Оленин.
- А уставщики наши. А муллу или кадия татарского послушай. Он говорит:
"Вы неверные, гяуры, зачем свинью едите!" Значит, всякий свой закон держит.
А по-моему, все одно. Все бог сделал на радость человеку. Ни в чем греха
нет. Хоть с зверя пример возьми. Он и в татарском камыше и в нашем живет.
Куда придет, там и дом. Что бог дал, то и лопает. А наши говорят, что за это
будем сковороды лизать. Я так думаю, что все одна фальшь,- прибавил он,
помолчав.
- Что фальшь? - спросил Оленин.
- Да что уставщики говорят. У нас, отец мой, в Червленой, войсковой
старшина - кунак мне был. Молодец был, как и я, такой же. Убили его в
Чечнях. Так он говорил, что это все уставщики из своей головы выдумывают.
Сдохнешь, говорит, трава вырастет на могилке, вот и все. (Старик засмеялся.)
Отчаянный был!
- А сколько тебе лет? - спросил Оленин.
- А бог е знает! Годов семьдесят есть. Как у вас царица была, я уже не
махонький был. Вот ты и считай, много ли будет. Годов семьдесят будет?
- Будет. А ты еще молодец.
- Что же, благодарю бога, я здоров, всем здоров; только баба, ведьма,
испортила...
- Как?
- Да так испортила...
- Так, как умрешь, трава вырастет? - повторил Оленин.
Ерошка, видимо, не хотел ясно выразить свою мысль.
Он помолчал немного.
- А ты как думал? Пей! - закричал он, улыбаясь и поднося вино. <-- прошлая часть | весь текст сразу | следующая часть --> | | |