VII.
- Знаете ли вы, - начал он почти грозно, принагнувшись вперед на стуле,
сверкая взглядом и подняв перст правой руки вверх пред собою (очевидно не
примечая этого сам), - знаете ли вы, кто теперь на всей земле единственный
народ "богоносец", грядущий обновить и спасти мир именем нового бога и кому
единому даны ключи жизни и нового слова... Знаете ли вы, кто этот народ и
как ему имя?
- По вашему приему я необходимо должен заключить, и, кажется, как можно
скорее, что это народ русский...
- И вы уже смеетесь, о, племя! - рванулся было Шатов.
- Успокойтесь, прошу вас; напротив, я именно ждал чего-нибудь в этом
роде.
- Ждали в этом роде? А самому вам не знакомы эти слова?
- Очень знакомы; я слишком предвижу, к чему вы клоните. Вся ваша фраза
и даже выражение народ "богоносец" есть только заключение нашего с вами
разговора, происходившего слишком два года назад, за границей, незадолго
пред вашим отъездом в Америку... По крайней мере сколько я могу теперь
припомнить.
- Это ваша фраза целиком, а не моя. Ваша собственная, а не одно только
заключение нашего разговора. "Нашего" разговора совсем и не было: был
учитель, вещавший огромные слова, и был ученик, воскресший из мертвых. Я тот
ученик, а вы учитель.
- Но если припомнить, вы именно после слов моих как раз и вошли в то
общество и только потом уехали в Америку.
- Да, и я вам писал о том из Америки; я вам обо всем писал. Да, я не
мог тотчас же оторваться с кровью от того, к чему прирос с детства, на что
пошли все восторги моих надежд и все слезы моей ненависти... Трудно менять
богов. Я не поверил вам тогда, потому что не хотел верить, и уцепился в
последний раз за этот помойный клоак... Но семя осталось и возросло.
Серьезно, скажите серьезно, не дочитали письма моего из Америки? Может быть
не читали вовсе?
- Я прочел из него три страницы, две первые и последнюю, и кроме того
бегло переглядел средину. Впрочем я все собирался...
- Э, все равно, бросьте, к чорту! - махнул рукой Шатов. - Если вы
отступились теперь от тогдашних слов про народ,. то как могли вы их тогда
выговорить?.. Вот что давит меня теперь.
- Не шутил же я с вами и тогда; убеждая вас, я, может, еще больше
хлопотал о себе, чем о вас, - загадочно произнес Ставрогин.
- Не шутили! В Америке я лежал три месяца на соломе, рядом с одним...
несчастным и узнал от него, что в то же самое время, когда вы насаждали в
моем сердце бога и родину, в то же самое время даже может быть в те же самые
дни, вы отравили сердце этого несчастного, этого маньяка, Кириллова, ядом...
Вы утверждали в нем ложь и клевету и довели разум его до исступления...
Подите, взгляните на него теперь, это ваше создание... Впрочем вы видели.
- Во-первых, замечу вам, что сам Кириллов сейчас только сказал мне, что
он счастлив и что он прекрасен. Ваше предположение о том, что все это
произошло в одно и то же время, почти верно; ну, и что же из всего этого?
Повторяю, я вас ни того, ни другого не обманывал.
- Вы атеист? Теперь атеист?
- Да.
- А тогда?
- Точно так же, как и тогда.
- Я не к себе просил у вас уважения, начиная разговор; с вашим умом, вы
бы могли понять это, - в негодовании пробормотал Шатов.
- Я не встал с первого вашего слова, не закрыл разговора, не ушел от
вас, а сижу до сих пор и смирно отвечаю на ваши вопросы и... крики, стало
быть, не нарушил еще к вам уважения.
Шатов прервал, махнув рукой:
- Вы помните выражение ваше: "атеист не может быть русским", "атеист
тотчас же перестает быть русским", помните это?
- Да? - как бы переспросил Николай Всеволодович.
- Вы спрашиваете? Вы забыли? А между тем это одно из самых точнейших
указаний на одну из главнейших особенностей русского духа, вами угаданную.
Не могли вы этого забыть? Я напомню вам больше, - высказали тогда же: "не
православный не может быть русским".
- Я полагаю, что это славянофильская мысль.
- Нет; нынешние славянофилы от нее откажутся. Нынче народ поумнел. Но
вы еще дальше шли: вы веровали, что римский католицизм уже не есть
христианство; вы утверждали, что Рим провозгласил Христа, поддавшегося на
третье дьяволово искушение, и что, возвестив всему свету, что Христос без
царства земного на земле устоять не может, католичество тем самым
провозгласило антихриста и тем погубило весь западный мир. Вы именно
указывали, что если мучается Франция, то единственно по вине католичества,
ибо отвергла смрадного бога римского, а нового не сыскала. Вот что вы тогда
могли говорить! Я помню наши разговоры.
- Если б я веровал, то, без сомнения, повторил бы это и теперь; я не
лгал, говоря как верующий, - очень серьезно произнес Николай Всеволодович. -
Но уверяю вас, что на меня производит слишком неприятное впечатление это
повторение прошлых мыслей моих. Не можете ли вы перестать?
- Если бы веровали? - вскричал Шатов, не обратив ни малейшего внимания
на просьбу. - Но не вы ли говорили мне, что если бы математически доказали
вам, что истина вне Христа, то вы бы согласились лучше остаться со Христом,
нежели с истиной? Говорили вы это? Говорили?
- Но позвольте же и мне наконец спросить, - возвысил голос Ставрогин, -
к чему ведет весь этот нетерпеливый и... злобный экзамен?
- Этот экзамен пройдет навеки и никогда больше не напомнится вам.
- Вы все настаиваете, что мы вне пространства и времени...
- Молчите! - вдруг крикнул Шатов, - я глуп и неловок, но погибай мое
имя в смешном! Дозволите ли вы мне повторить пред вами всю главную вашу
тогдашнюю мысль... О, только десять строк, одно заключение.
- Повторите, если только одно заключение...
Ставрогин сделал было движение взглянуть на часы, но удержался и не
взглянул.
Шатов принагнулся опять на стуле и, на мгновение, даже опять было
поднял палец.
- Ни один народ, - начал он, как бы читая по строкам и в то же время
продолжая грозно смотреть на Ставрогина, - ни один народ еще не устраивался
на началах науки и разума; не было ни разу такого примера, разве на одну
минуту, по глупости. Социализм по существу своему уже должен быть атеизмом,
ибо именно провозгласил, с самой первой строки, что он установление
атеистическое и намерен устроиться на началах науки и разума исключительно.
Разум и наука в жизни народов всегда, теперь и с начала веков, исполняли
лишь должность второстепенную и служебную; так и будут исполнять до конца
веков. Народы слагаются и движутся силой иною, повелевающею и
господствующею, но происхождение которой неизвестно и необъяснимо. Эта сила
есть сила неутолимого желания дойти до конца и в то же время конец
отрицающая. Это есть сила беспрерывного и неустанного подтверждения своего
бытия и отрицания смерти. Дух жизни, как говорит писание, "реки воды живой",
иссякновением которых так угрожает Апокалипсис. Начало эстетическое, как
говорят философы, начало нравственное, как отожествляют они же. "Искание
бога", как называю я всего проще. Цель всего движения народного, во всяком
народе и во всякий период его бытия, есть единственно лишь искание бога,
бога своего, непременно собственного, и вера в него как в единого истинного.
Бог есть синтетическая личность всего народа, взятого с начала его и до
конца. Никогда еще не было, чтоб у всех или у многих народов был один общий
бог, но всегда и у каждого был особый. Признак уничтожения народностей,
когда боги начинают становиться общими. Когда боги становятся общими, то
умирают боги и вера в них вместе с самими народами. Чем сильнее народ, тем
особливее его бог. Никогда еще не было народа без религии, то-есть без
понятия о зле и добре. У всякого народа свое собственное понятие о зле и
добре и свое собственное зло и добро. Когда начинают у многих народов
становиться общими понятия о зле и добре, тогда вымирают народы, и тогда
самое различие между злом и добром начинает стираться и исчезать. Никогда
разум не в силах был определить зло и добро, или даже отделить зло от добра,
хотя приблизительно; напротив, всегда позорно и жалко смешивал; наука же
давала разрешения кулачные. В особенности этим отличалась полунаука, самый
страшный бич человечества, хуже мора, голода и войны, не известный до
нынешнего столетия. Полунаука - это деспот, каких еще не приходило до сих
пор никогда. Деспот, имеющий своих жрецов и рабов, деспот, пред которым все
преклонилось с любовью и суеверием, до сих пор немыслимым, пред которым
трепещет даже сама наука и постыдно потакает ему. Все это ваши собственные
слова, Ставрогин, кроме только слов о полунауке; эти мои, потому что я сам
только полунаука, а стало быть, особенно ненавижу ее. В ваших же мыслях и
даже в самых словах я не изменил ничего, ни единого слова.
- Не думаю, чтобы не изменили, - осторожно заметил Ставрогин; - вы
пламенно приняли и пламенно переиначили, не замечая того. Уж одно то, что вы
бога низводите до простого аттрибута народности...
Он с усиленным и особливым вниманием начал вдруг следить за Шатовым, и
не столько за словами его, сколько за ним самим.
- Низвожу бога до аттрибута народности? - вскричал Шатов, - напротив,
народ возношу до бога. Да и было ли когда-нибудь иначе? Народ - это тело
божие. Всякий народ до тех только пор и народ, пока имеет своего бога
особого, а всех остальных на свете богов исключает безо всякого примирения;
пока верует в то, что своим богом победит и изгонит из мира всех остальных
богов. Так веровали все с начала веков, все великие народы по крайней мере,
все сколько-нибудь отмеченные, все стоявшие во главе человечества. Против
факта идти нельзя. Евреи жили лишь для того, чтобы дождаться бога истинного,
и оставили миру бога истинного. Греки боготворили природу и завещали миру
свою религию, то-есть философию и искусство. Рим обоготворил народ в
государстве и завещал народам государство. Франция в продолжение всей своей
длинной истории была одним лишь воплощением и развитием идеи римского бога,
и если сбросила наконец в бездну своего римского бога и ударилась в атеизм,
который называется у них покамест социализмом, то единственно потому лишь,
что атеизм все-таки здоровее римского католичества. Если великий народ не
верует, что в нем одном истина (именно в одном и именно исключительно), если
не верует, что он один способен и призван всех воскресить и спасти своею
истиной, то он тотчас же перестает быть великим народом и тотчас же
обращается в этнографический материал, а не в великий народ. Истинный
великий народ никогда не может примириться со второстепенною ролью в
человечестве, или даже с первостепенною, а непременно и исключительно с
первою. Кто теряет эту веру, тот уже не народ. Но истина одна, а, стало
быть, только единый из народов и может иметь бога истинного, хотя бы
остальные народы и имели своих особых и великих богов. Единый народ
"богоносец" - это- русский народ и... и... и неужели, неужели вы меня
почитаете за такого дурака, Ставрогин, - неистово возопил он вдруг, -
который уж и различить не умеет, что слова его в эту минуту или старая,
дряхлая дребедень, перемолотая на всех московских славянофильских мельницах,
или совершенно новое слово, последнее слово, единственное слово обновления и
воскресения и... и какое мне дело до вашего смеха в эту минуту! Какое мне
дело до того, что вы не понимаете меня совершенно, совершенно, ни слова, ни
звука!.. О, как я презираю ваш гордый смех и взгляд в эту минуту
Он вскочил с места; даже пена показалась на губах его.
- Напротив, Шатов, напротив, - необыкновенно серьезно и сдержанно
проговорил Ставрогин, не подымаясь с места, - напротив, вы горячими словами
вашими воскресили во мне много чрезвычайно сильных воспоминаний. В ваших
словах я признаю мое собственное настроение два года назад, и теперь уже я
не скажу вам, как давеча, что вы мои тогдашние мысли преувеличили. Мне
кажется даже, что они были еще исключительнее, еще самовластнее, и уверяю
вас в третий раз, что я очень желал бы подтвердить все, что вы теперь
говорили, даже до последнего слова, но...
- Но вам надо зайца?
- Что-о?
- Ваше же подлое выражение, - злобно засмеялся Шатов, усаживаясь опять:
- "чтобы сделать соус из зайца, надо зайца, чтобы уверовать в бога, надо
бога", это вы в Петербурге, говорят, приговаривали, как Ноздрев, который
хотел поймать зайца за задние ноги.
- Нет, тот именно хвалился, что уж поймал его. Кстати, позвольте однако
же и вас обеспокоить вопросом, тем более, что я, мне кажется, имею на него
теперь полное право. Скажите мне: ваш-то заяц пойман ли, аль еще бегает?
- Не смейте меня спрашивать такими словами, спрашивайте другими,
другими! - весь вдруг задрожал Шатов.
- Извольте, другими, - сурово посмотрел на него Николай Всеволодович; -
я хотел лишь узнать: веруете вы сами в бога или нет?
- Я верую в Россию, я верую в ее православие... Я верую в тело
Христово... Я верую, что новое пришествие совершится в России... Я верую...
- залепетал в исступлении Шатов.
- А в бога? В бога?
- Я... я буду веровать в бога.
Ни один мускул не двинулся в лице Ставрогина. Шатов пламенно, с
вызовом, смотрел на него, точно сжечь хотел его своим взглядом.
- Я ведь не сказал же вам, что я не верую вовсе! - вскричал он наконец;
- я только лишь знать даю, что я несчастная, скучная книга и более ничего
покамест, покамест... Но погибай мое имя! Дело в вас, а не во мне... Я
человек без таланта и могу только отдать свою кровь и ничего больше, как
всякий человек без таланта. Погибай же и моя кровь! Я об вас говорю, я вас
два года здесь ожидал... Я для вас теперь полчаса пляшу нагишом. Вы, вы одни
могли бы поднять это знамя!.. Он не договорил и как бы в отчаянии,
облокотившись на стол, подпер обеими руками голову.
- Я вам только кстати замечу, как странность, - перебил вдруг
Ставрогин, - почему это мне все навязывают какое-то знамя? Петр Верховенский
тоже убежден, что я мог бы "поднять у них знамя", по крайней мере мне
передавали его слова. Он задался мыслию, что я мог бы сыграть для них роль
Стеньки Разина "по необыкновенной способности к преступлению", - тоже его
слова.
- Как? - спросил Шатов, - "по необыкновенной способности к
преступлению"?
- Именно.
- Гм. А правда ли, что вы - злобно ухмыльнулся он, - правда ли, что вы
принадлежали в Петербурге к скотскому сладострастному секретному обществу?
Правда ли, что маркиз де-Сад мог бы у вас поучиться? Правда ли, что вы
заманивали и развращали детей? Говорите, не смейте лгать, - вскричал он,
совсем выходя из себя, - Николай Ставрогин не может лгать пред Шатовым,
бившим его по лицу! Говорите все, и если правда, я вас тотчас же, сейчас же
убью, тут же на месте!
- Я эти слова говорил, но детей не я обижал, - произнес Ставрогин, но
только после слишком долгого молчания. Он побледнел, и глаза его вспыхнули.
- Но вы говорили! - властно продолжал Шатов, не сводя с него сверкающих
глаз. - Правда ли, будто вы уверяли, что не знаете различия в красоте между
какою-нибудь сладострастною, зверскою штукой и каким угодно подвигом, хотя
бы даже жертвой жизнию для человечества? Правда ли, что вы в обоих полюсах
нашли совпадение красоты, одинаковость наслаждения?
- Так отвечать невозможно... я не хочу отвечать, - пробормотал
Ставрогин, который очень бы мог встать и уйти, но не вставал и не уходил.
- Я тоже не знаю, почему зло скверно, а добро прекрасно, но я знаю,
почему ощущение этого различия стирается и теряется у таких господ как
Ставрогины, - не отставал весь дрожавший Шатов, - знаете ли, почему вы тогда
женились, так позорно и подло? Именно потому, что тут позор и бессмыслица
доходили до гениальности! О, вы не бродите с краю, а смело летите вниз
головой. Вы женились по страсти к мучительству, по страсти к угрызениям
совести, по сладострастию нравственному. Тут был нервный надрыв... Вызов
здравому смыслу был уж слишком прельстителен! Ставрогин и плюгавая,
скудоумная, нищая хромоножка! Когда вы прикусили ухо губернатору,
чувствовали вы сладострастие? Чувствовали? Праздный, шатающийся барченок,
чувствовали?
- Вы психолог, - бледнел все больше и больше Ставрогин, - хотя в
причинах моего брака вы отчасти ошиблись... Кто бы, впрочем, мог вам
доставить все эти сведения, - усмехнулся он через силу, - неужто Кириллов?
Но он не участвовал...
- Вы бледнеете?
- Чего, однако же, вы хотите? - возвысил наконец голос Николай
Всеволодович, - я полчаса просидел под вашим кнутом и, по крайней мере, вы
бы могли отпустить меня вежливо... если в самом деле не имеете никакой
разумной цели поступать со мной таким образом.
- Разумной цели?
- Без сомнения. В вашей обязанности, по крайней мере,. было объявить
мне, наконец, вашу цель. Я все ждал, что вы это сделаете, но нашел одну
только исступленную злость. Прошу вас, отворите мне ворота.
Он встал со стула. Шатов неистово бросился вслед за ним.
- Целуйте землю, облейте слезами, просите прощения! - вскричал он,
схватывая его за плечо.
- Я однако вас не убил... в то утро... а взял обе руки назад... - почти
с болью проговорил Ставрогин, потупив глаза.
- Договаривайте, договаривайте! вы пришли предупредить меня об
опасности, вы допустили меня говорить, вы завтра хотите объявить о вашем
браке публично!.. Разве я не вижу по лицу вашему, что вас борет какая-то
грозная новая мысль... Ставрогин, для чего я осужден в вас верить вовеки
веков? Разве мог бы я так говорить с другим? Я целомудрие имею, но я не
побоялся моего нагиша, потому что со Ставрогиным говорил. Я не боялся
окарикатурить великую мысль прикосновением моим, потому что Ставрогин слушал
меня... Разве я не буду целовать следов ваших ног, когда вы уйдете? Я не
могу вас вырвать из моего сердца, Николай Ставрогин!
- Мне жаль, что я не могу вас любить, Шатов, - холодно проговорил
Николай Всеволодович.
- Знаю, что не можете, и знаю, что не лжете. Слушайте, я все поправить
могу: я достану вам зайца!
Ставрогин молчал.
- Вы атеист, потому что вы барич, последний барич. Вы потеряли различие
зла и добра, потому что перестали свой народ узнавать... Идет новое
поколение, прямо из сердца народного, и не узнаете его вовсе, ни вы, ни
Верховенские, сын и отец, ни я, потому что я тоже барич, я, сын вашего
крепостного лакея Пашки... Слушайте, добудьте бога трудом; вся суть в этом,
или исчезнете, как подлая плесень; трудом добудьте.
- Бога трудом? Каким трудом?
- Мужицким. Идите, бросьте ваши богатства... А! вы смеетесь, вы
боитесь, что выйдет кунштик?
Но Ставрогин не смеялся.
- Вы полагаете, что бога можно добыть трудом, и именно мужицким? -
переговорил он, подумав, как будто, действительно, встретил что-то новое и
серьезное, что стоило обдумать. - Кстати, - перешел он вдруг к новой мысли,
- вы мне сейчас напомнили: знаете ли, что я вовсе не богат, так что нечего и
бросать? Я почти не в состоянии обеспечить даже будущность Марьи
Тимофеевны... Вот что еще: я пришел было вас просить, если можно вам, не
оставить и впредь Марью Тимофеевну, так как вы одни могли бы иметь некоторое
влияние на ее бедный ум... Я на всякий случай говорю.
- Хорошо, хорошо, вы про Марью Тимофеевну, - замахал рукой Шатов, держа
в другой свечу, - хорошо, потом само собой... Слушайте, сходите к Тихону.
- К кому?
- К Тихону. Тихон, бывший архиерей, по болезни живет на покое, здесь в
городе, в черте города, в нашем Ефимьевском Богородском монастыре.
- Это что же такое?
- Ничего. К нему ездят и ходят. Сходите; чего вам? Ну чего вам?
- В первый раз слышу и... никогда еще не видывал этого сорта людей.
Благодарю вас, схожу.
- Сюда, - светил Шатов по лестнице, - ступайте, - распахнул он калитку
на улицу.
- Я к вам больше не приду, Шатов, - тихо проговорил Ставрогин, шагая
чрез калитку.
Темень и дождь продолжались попрежнему. <-- прошлая часть | весь текст сразу | следующая часть --> | | |