Этот комментарий написан для версии PC.
Отличная РПГ, радующая своим отыгрышем и вниманием к деталям. Если вы ещё не играли, но собираетесь, то... лучше отзыв не читать, а самому составить своё впечатление.
Для начала, в игре хороший сюжет который указывает вам направление в мире игры, но позволяет самому выбирать темп движения по этому направлению - одна из самых удачных реализаций рпг-сюжетов на компьютере. Хотите - рвитесь в бой, закрывая сюжетные задания (их немного), не хотите - занимайтесь побочкой исследуя мир, выполняя квесты. Такой же схемы придерживается скайрим, например. И, раз уж я его упомянул, нельзя не добавить, что игры очень похожи друг на друга. Дело даже не в "реалистичной" прокачке, когда у персонажа качаются используемые навыки, а в самой атмосфере пустого мира. Нет, не поймите неправильно, его приятно исследовать: по здешним лесам очень здорово промчаться по коне, да и картинка в окне порой может заворожить - так красиво выглядят пейзажи с правильным освещением (несмотря на спрайтовую листву и бледные краски). Но быстро приходит понимание, что делать тут нечего. Только квесты.
Квесты. Сюжеты квестов по большей части хороши. Учитывают специфику времени действия игры, и не рвут ткань реальности откровенно нелепыми заданиями (а ля, "а ну-ка рыцарь, помоги мне, пожалуйста, надо редьку собрать и кота поймать. Очень уж я люблю своего кота"). Нет, квесты с редькой тут тоже присутствуют, но их не так много в общей массе, из колеи не выбивают. С вариативностью похуже: обычно это либо следуй за подсказками, либо ищи сам, либо вообще откажись. Что радует, нет гринда. Есть небольшая необязательная активность связанная с травничеством и охотой, но заниматься однотипными действиями в рамках сюжета вас не заставят. Разве что... учтите, кем бы вы ни были, кого бы вы не отыгрывали - ваша основная работа быть гонцом.
Боевая система. Все ругают боевую систему. Она действительно несколько неудобна (особенно с клавомыши), плюс ориентирована на дуэли. Можно стать спецом в этих неудобных условиях: отработать удары, уклонения, комбосвязки и побеждать практически любого противника. Хотя... куда проще собрать себе полный доспех и иметь почти 100% гарантию победы в схватке против 2-х и даже 3-х противников. Но в этом есть и реализм - схваток действительно стараешься избегать, ибо зачастую бой может закончиться с непредсказуемым результатом и не несёт за собой ничего, кроме сложностей для игрока. А если ещё вспомнить, что в игре хитрая система записи, благодаря которой проигрыш в схватке может перечеркнуть два часа игры, то мирное решение проблем представляется и вовсе наилучшим вариантом, как и положено для бестолкового крестьянина.
Исследование. Как я уже упоминал, мир пустой. За пределами сюжета вы можете собирать траву, охотиться, бить разбойников и упоенно скакать по пересечённой местности. Мне только по истечению 15 часов реального времени надоело проводить время в седле, чего не скажешь обо всем остальном.
Погружение. Погружение отличное. По крайней мере в первые часы игры. Вы жалкий нищий беженец, без определённого дохода и веса в обществе. Вы ищете способы поправить своё положение и радуетесь любым возможностям, которые предоставляет вам игра. И люди, вас окружающие, начинают проникаться к вам уважением. Это здорово. А так же вам приходится банально искать что поесть, где помыться (одежда быстро пачкается - неписи начинают обижаться), где переночевать. Никаких мощёных дорог, кровати князей не сильно отличаются от кроватей черни, да и сами они... не шибко отличаются. Реализм.
Но до определённого момента. Как только понимаешь, что всё это лишь мишура и на самом деле не работает, сразу уходит очарование игры. Пожрать можно в любом доме на халяву, мыться без толку - дальше фраз "фу как воняет" и сложностей в торговле не заходит, первые же деньги дадут вам возможность находить ночлег где угодно. Да и сами деньги падают из воздуха: 2-3 разграбленных могилы и у вас полный доспех, 2-3 рейда по разбойникам и у вас первая 1000 монет, 5-ти тысяч вам вполне хватает чтобы получить всё что может предложить этот мир (кроме рецептов, но они тоже не нужны). Воровство, убийства, взломы - источники безграничного богатства - игрой почти не караются. Даже если вас поймали, можно отбиться и сбежать в другую деревню. 3-5 дней и вы снова чисты перед законом. А если даже и нет, то можно "отсидеть" и посмотреть на то как таймер отсчитает вам ваш срок (пойти сделать чаю) и опять же чистая совесть и вам снова все рады.
С ролевой позиции то же всё непросто. Вы находите дорогой шмот, чисты вымыты и выбриты, вашему коню и экипировке позавидует любой рыцарь. И люди вам вежливо кланяются, как рыцарю, а вот дальше продолжают разговор, как с обычным нищим (то есть тупо поменялось приветствие). Да и ваша позиция в обществе становится странной: крестьянин без хозяйства, путешествующий отдельно от своего пана, одетый в самую дорогую одежду, в элитные доспехи, но при этом так и не ставший знатью - кого мы отыгрываем? Непонятно. Ролей-то не осталось - отыграв базового крестьянина вы становитесь никем. В лучшем случае купцом без лицензии (хотя кочевой торговли в игре тоже нет). Да ещё и ролик с интернета расскажет вам, что про боёвку в игре вам врут, не договаривая самого главного: "пока у вас есть выносливость - вас НЕВОЗМОЖНО ранить", что меняет всё в корне. И пацан в полном доспехе становится бессмертным войном - покликал, отбежал, отдохнул. Да и конь бессмертный - можно скакать галопом в самом густом лесу, врезаться в стены домов, падать с моста в реку, не боясь, что коняшка сломает ногу. Игра не выдерживает краш-теста, к сожалению. Вот такой вот реализм. И, напоследок, 80 процентов перок и прокачка характеристик практически бесполезны - новых возможностей в игре они вам не дадут всё равно (чуть-чуть по стелсу, травничеству и переноске веса). На этом фоне становятся не понятны все эти "глубокие механики" с грязью (почему нельзя умыться в реке?) и сохранениями (потрать на травы и алхимию два часа и больше нет ограничений). В итоге, я просто убрал их модами - чтоб не раздражали).
Получается, что большая часть механик игры хорошо работает только в самом начале, в прологе и чуть-дальше. Середина и конец игры не предлагают игроку никаких препятствий, кроме тех, что он сам себе придумает. Тем не менее общий балл за игру - 8. Игра отличная, пока ты веришь в воссозданный Warhorse мир средневековья. А если жить по его довольно логичным правилам, придерживаясь добродетелей, то иллюзия реализма может преследовать вас довольно долго.
П.С. А РПГ посредственная, всё таки это ближе к квестовому приключению - убери из игры бои и прокачку, ничего особо не поменяется.
|