Этот комментарий написан для версии PC.
Danganronpa V3: Killing Harmony (Данганронпа V3: Убийственная гармония), в японской версии зовётся ニューダンガンロンパV3 みんなのコロシアイ新学期 (Новая Данганронпа V3: Наш новый убийственный семестр) — долгожданное продолжение серии Danganronpa с новым кастом и новой историей. Игра была туманно заявлена, как «и ремейк, и продолжение одновременно», в Японии вышла на консолях 12 января 2017 года, а во всём остальном мире, уже на PC — 26 сентября 2017 года. Если говорить про отношение игры к предыдущим играм серии, то авторы явно рассчитывают на то, что игрок как минимум в две первые играл. Так что и я бы посоветовала, если решитесь браться, сначала поиграть в две предыдущие. Это визуальная новелла с рейтингом 17/16+, без сексуальных сцен, но с несколькими, полушутливыми, эротическими, а также со «взрослыми» темами, затронутыми уже на словах и обсценной лексикой (в основном благодаря одному-единственному персонажу). Продаётся в Steam, стоит намного больше, чем предыдущие игры серии, но если вы в России, то считайте, что вам повезло, потому что с европейцев за неё, судя по жалобам в сообществе, сдирают по 40 евро, а это нормальная цена для какого-нибудь AAA-проекта, но, в восприятии европейца, не для визуальной новеллы. В России она на старте продаж стоила в районе 1000 рублей. Если вы не в Японии, то для загрузки вам будет доступна английская версия с возможностью включить японскую озвучку. Перевод мне понравился меньше, чем в предыдущих частях — я на слух поймала несколько ошибок в переводе, в двух случаях ошибка искажала смысл исходной японской фразы. Это немного обидно, потому что локализации предыдущих частей были замечательными. Начинается всё с того, что мы, игрок, вместе с действующим лицом — Акамацу Каэдэ (сэйю — Канда Саяка), приходим в себя в школьном шкафчике. Акамацу смутно помнит, как её схватили, засунули в машину и куда-то увезли, а дальше — шкафчик, незнакомая аудитория, незнакомая школа. Просыпается Акамацу не в одиночестве, из соседнего шкафчика буквально вываливается мальчик, который представляется как Сайхара Сюити (сэйю – Хаясибара Мэгуми). Сайхара помнит не больше, чем Акамацу и явно напуган происходящим. После ряда спешных перемещений по школе (сопряжённых с попыткой спастись от не пойми откуда взявшихся боевых роботов) герои прибегают в спортивный зал, где их ждёт ещё 14 других ребят, по виду тоже школьников. Далее, после ряда событий и знакомства с пятью маленькими роботами-медведями, перед героями предстаёт Монокума (сэйю — ТАРАКО) — двухцветный робот-медведь, говорящий, что мелкие медведи — его дети, а он сам — директор школы. Какой школы? Ну, ясное дело, той, где ребята будут друг друга убивать. Правила (почти) не изменились — ребята заперты внутри школы (в нашем случае — ещё и школьного двора), чтобы выйти, студент должен убить одного из своих одноклассников так, чтобы его не поймали. Если его на убийстве поймают — Монокума его казнит, если нет — он спокойно отправится домой, а казнят всех остальных. Спокойно жить в стенах школы не вариант — на сей раз Монокума настаивает на том, что убийства обязательно должны начаться, а продолжаться они будут до тех пор, пока не останется всего двое участников. Ребята в ужасе, относительно спокоен разве что неформального вида молодой человек, который представляется как Амами Рантаро (сэйю — Мидорикава Хикару). Кстати, все наши герои, как заведено, Абсолютные Таланты, Акамацу — Пианистка, Сайхара — Детектив, а Амами… А Амами своего таланта не помнит. Он такой один, остальные насчёт собственного таланта не сомневаются. Из персонажей у нас на этот раз (помимо уже названных): - Антрополог, у которого вы сможете наблюдать лишь верхнюю половину лица; - Энтомолог, которого вырастили дикие звери, и который мечтает стать джентльменом; - Изобретательница, которая матерится и постоянно говорит пошлости; - Художница, которая считает, что ею руководит божья длань; - Фокусница, которая утверждает, что она настоящая волшебница; - Астронавт, который ни разу не был в космосе; - Робот, который борется с дискриминацией против роботов; - Няня, к которой лишний раз страшно приблизиться; - Служанка, которая выполняет любые поручения и способна быть личным телохранителем, если такова будет воля хозяина; - Лидер, который врёт, как дышит, и любит играть в догонялки и прятки; - Теннисист, который убивал людей и сидел в тюрьме; - Мастер Нео-Айкидо, которая ненавидит мужчин; - Косплеер, которая может переодеваться только в вымышленных персонажей. И, да, всей этой разношёрстной компании предстоит друг друга убивать. Существенное отличие третьей части от двух предыдущих — лейтмотив. Первая и вторая части проходили под лозунгом «битва надежды с отчаянием», третья часть — скорее «битва правды с ложью», если уж нужно выискивать какую-то конкретную битву. Но вообще ощущение, что для Монокумы первостепенен именно факт того, что студенты будут убивать, а не то, что они при этом отчаются. И, как я уже говорила, авторы явно рассчитывают на то, что игрок знаком с предыдущими частями франшизы, так что игрок, знакомый с франшизой, просто не может этого не заметить. Геймплей традиционный для серии: это визуальная новелла с вкраплениями условно-аркадной механики. Всё ещё сюжетные рельсы, но на данном этапе никто от этой серии ничего иного и не ждёт. Игра, опять же, традиционно идёт по схеме: - Два «спокойных дня», когда игроку порционно выдают новую сюжетную информацию и попутно дают возможность пообщаться с одноклассниками. - На третий день случается убийство, которое игрок расследует. - В тот же день проходит суд, в ходе которого игрок, с помощью дебатов и собранных доказательств, вычисляет убийцу. - Следующий круг – всё повторяется. Суд примерно такой же, как в предыдущих частях, но (наконец-то!) убрали «впитывающие» пули и добавили пару новых элементов. Мне очень понравились новые групповые дебаты (когда мнения людей на суде разделяются на две половины, и игроку, в рамках его группы, нужно совместными усилиями переспорить вторую группу), но не столько за механику, сколько за необычное ощущение «общности» с персонажами и вообще – за эффектность происходящего. Появилась возможность «лгать во спасение» на суде. Это можно сделать всего пару раз за суд (один из двух раз — обязательный). Починили (точнее, усовершенствовали) игру-виселицу, которая так бесила всех, кто играл во вторую часть на английском языке. Вместо катания по тоннелям собственного разума на подобии сноуборда, как во второй части, теперь езда на машине с попутным подбиранием (либо сбиванием) баб-идей. Ну да. Именно так это и выглядит. Подсаживаешь к себе правильную бабу — она прыгает к тебе в машину, пытаешься подсадить неправильную — экран заливает кровища. Ещё добавили простенькую, но всё равно чуть-чуть раздражающую игру, где нужно из-под кирпичиков разного цвета выковырять тот или иной предмет. Если в общем — суды стали ещё длиннее, но зато, как и во второй части, есть возможность сохраняться в процессе суда. В дебатах больше нет чёткого разделения на «главный герой — два умных спутника — все остальные», в обсуждении участвуют все персонажи. Это не значит, что все они постоянно говорят что-то умное, но их слышно и видно. Убийства не самые очевидные (кроме, разве что, одного, которое уже стало мемом среди фанатов серии), вычислить убийцу до суда почти невозможно, потому что многие доказательства и факты обнаруживаются в ходе дебатов. Интересно то, как авторы тонко проводят параллели между убийствами в разных играх серии, фанат не заметить этих параллелей не может. О персонажах — с одной стороны, они хорошие, с другой — мне всё ещё в целом ближе каст второй части. И, простите, пусть я тут и без спойлеров, но не могу не сказать — таких унылых, не вызвавших у меня лично ни тени симпатии спутников, ни в первой ни во второй части не было. Более того — в этот раз спутников форсят в качестве друзей, чего в предыдущих частях также не было. То есть, тебе просто пихают в лицо двоих персонажей и говорят: «Вот, это друзья, ты должен им симпатизировать, ты должен их любить! », не оставляя тебе выбора относиться к ним как-то иначе. И ещё, всё ещё без спойлеров, но скажу ещё и то, что в предыдущих двух частях спутниками главного героя становились два самых умных человека в коллективе (собственно, Тогами с Киригири и Комаэда с Нанами). В третьей части это не так (притом два персонажа, которые «по канону» могли бы стать такими спутниками, в игре есть, просто авторы в третьей части решили всё поставить с ног на голову; ИМХО — лучше бы не…). Они, в общем-то, почти никак не помогают тебе в расследовании, являясь своего рода моральной поддержкой, но не более того. Мне не очень понравилось общение с персонажами в «свободное» игровое время. Опять же, я сравниваю со второй частью и тем, как тонко всё местами было сделано там. В третьей части это в основном фансервис, который не очень хорошо стыкуется с событиями, происходящими по ходу дела. И в целом — третья часть в большей степени вылизана с визуальной точки зрения, в ней больше диалогов, артеры (по-моему, это всё ещё те же самые люди) прокачались, по сравнению с двумя предыдущими играми — из «ивентных» иллюстраций практически пропало мыло, которое так раздражало меня две предыдущие игры. Прекрасный сэйю-состав. Но — мне показалось, что в третьей части как-то больше авторской усталости и меньше души. А ещё главный автор ещё и совершенно не угадал в паре случаев с объектами симпатии для игроков (собственно — совершенно промахнулся с как минимум одним из спутников и наоборот — сделал персонажа «которого все точно возненавидят» и которого все в итоге полюбили). Я сама, если не честно, даже и не знаю, как отношусь к третьей части. С одной стороны — мне прямо вот очень-очень понравились несколько персонажей и пара сюжетных ходов (а Акамацу потенциально могла потеснить в моём личном рейтинге Наэги в качестве «лучшего протагониста всей серии»). С другой — я считаю, что здесь же было несколько худших персонажей и сюжетных ходов за все три игры. И однозначно самые худшие спутники за все три игры. Концовка вызвала чувство досады и неприятный осадок, от которого до сих пор не удалось полностью избавиться — как будто шёл ты себе спокойно по улице, проходил мимо приятно выглядящего человека, а он вдруг смачно в тебя плюнул и убежал. Кодака говорит, что больше над серией работать в ближайшее время не планирует, но, вроде как, не против отдать её какому-то другому автору. И, знаете, с такой третьей частью (и с Danganronpa 3, которая аниме заодно)… Может, оно и к лучшему, что, если у серии всё-таки будет продолжение, это продолжение сделает кто-нибудь другой, а?..
|