Этот комментарий написан для версии SNES.
Проходилась версия на SNES через эмулятор на PS2.
Главное, что бросается в глаза при прохождении игры сейчас - это то, какой фундамент заложила игра для последующего проекта Китасэ Ёсинори - Final Fantasy 7, а также то, насколько крутую игру можно было сделать на слабенькой SNES.
Chrono Trigger разрабатывали в 1994 году, выпустив в марте 1995, год спустя после Final Fantasy 6 - еще одной знаковой игрой своего времени и тоже авторства Китасэ, которая, соответственно, вышла весной 1994 года. А уже после Chrono Trigger Китасэ приступил к разработке главной игры в своей жизни и главной игры в серии Final Fantasy - седьмой части. Chrono Trigger делали для уже уходящей на пенсию SNES. И, как обычно это бывает, на заре поколения из консоли выжали максимум того, на что она была способна. Chrono Trigger, пожалуй, одна из самых навороченных и крутых игр для этой консоли. Поэтому если хочется посмотреть на что была способна консоль от Nintendo, то Chrono Trigger отлично подходит для этого. Графически игра ближе всего подходит к проекту Исии Койти - Secret of Mana, которая вышла в 1993 году. Chrono Trigger использует схожую графику, построение мира, перемещение по карте и 3D-эффекты. Но масштаб игры не в графике...
Начнем с того, что прохождение Chrono Trigger занимает десятки часов. Сюжет игры непредсказуем и интересен. Что важно - он необычен. Мы знаем, что многие jRPG того времени имели, мягко говоря, слабенький банальный сюжет про группу героев, которая борется со злом в очередном фэнтезийном мире. Игры затягивали новизной самого концепта jRPG и самим фактом приключения сплоченной группы героев, но сюжет в них обычно был крайне простым. Chrono Trigger же уходит от этих простых шаблонов в сторону лихо закрученного действия. Предсказать развитие игры очень сложно. Действие разворачивается в разных временных периодах, а основной сюжета является путешествие во времени. Игра начинается в фэнтезийном средневековье, но вскоре сеттинг игры начинает меняться. Ты не знаешь, куда сюжет поведет героев дальше: в прошлое, в будущее, в далекое прошлое или далекое будущее. Игра построена на том, что все времена связаны. То есть это не уровневая игра, где игрока закидывают то на один уровень (одно время), потом на другой уровень (другое время). Вместо этого игрок постоянно перемещается по уже знакомым мирам, которые при этом постоянно меняются.
Масштабность игры кроется не только в количестве часов на нее потраченных, сколько в проработке мира. Все миры в Chrono Trigger связаны друг с другом. Изменяя что-то в одном, мы обычно меняем что-то в других. Например, если мы не можем решить какую-то проблему в настоящем времени, то мы можем отправиться в прошлое и изменить эту проблему там, а вернувшись в настоящее увидеть совсем другую картину, иногда мир разительно отличается от того, чем являлся раньше. Проработка деталей дотошнейшая. Например, простой пример: одна раса ненавидит другую. И с этим вроде бы ничего не поделать, это одного из времен лор и абсолютно второстепенная тема. Но если в одном из времен найти и уничтожить проповедника ненависти, то в последующих временах представители этой расы будут жить с людьми в мире. И подобные элементы абсолютно незаметны, игра совершенно не подталкивает, не заставляет игрока делать что-то подобное. Некоторые квесты требуют решения задач сразу во множестве времени. И это поразительно, особенно если учесть, что мы говорим про игру 1995 года.
Как уже понятно из текста выше, в игре есть сайдквесты, если можно так выразиться. Необязательные и часто скрытые элементы игры, которые можно найти, и получить не cтолько уникальные предметы, сколько новые локации, а с ними и новые главы сюжета. На уровне идеи это похоже на скрытые квесты с Винсентом и Яффи из Final Fantasy 7, только тут их больше, намного больше. Но нужно понимать, что Chrono Trigger создавался в те времена, когда игрока еще не вели за ручку, подсвечивая дорожку, которая проведет его по миссии. В Chrono Trigger тонна загадок, скрытых сюжетов, но найти их нужно будет только самому. Игра никак не помогает в этом. Целые локации могут навсегда остаться неисследованными. В игре не показан ни процент прохождения, нет ни списка квестов, ни их отслеживания, как в современных играх. До всего нужно догадываться и доходить самому. И мне кажется, что это лучшая часть игры. И я почти уверен, что вы найдете не много игр за 1995 год, которые имеют такую сложную и многоуровневую систему контента.
В зависимости от ваших действий будет показана та или иная концовка игры. Это еще один новаторский элемент, которого не было даже в последующих играх Final Fantasy. Одним из основных геймплейных концептов игры является тот факт, что главный босс появляется буквально на первых часах игры и вы можете с ним сразиться. Вряд ли у вас его получится победить сразу в начале игры, но разработчики оставили возможность сразиться с ним в любой промежуток времени. Иными словами вы можете вызвать босса на дуэль в любой момент. Само собой, самое очевидное - это победить босса в самом конце игры, когда вы будете максимально прокачены и сильны, однако это можно сделать и раньше. Получается, что игрок сам решает, когда закончить игру. Концовки игры подстраиваются исходя из того, когда вы победите босса. И их точно больше 10 штук.
Боевая система игры достаточно простая и сильно уступает тем же Final Fantasy: как шестой, так и последующим частям. Да, в отличие от Secret of Mana, во время боя вы перемещаетесь на арену, а сами бои тут пошаговые. Все как в серии Final Fantasy, однако механика игры заметно проще. Тут нет ни билдов, ни материй, ни саммонов. У персонажей есть способности, которые они получают исключительно с уровнями, плюс магия, стихию которой каждый персонаж получает врожденно, а затем накапливает пул заклинаний опять же с уровнями. Единственное на что может повлиять игрок в боевой системе - это экипировка. Вы можете строить разные билды с помощью нее. Игра представляет богатый арсенал экипировки: множество колец, оружия и доспехов вы сможете получить только, если будете дотошно исследовать мир и искать в нем скрытые места. Сложность игры не высокая, особенно если изучать игру и находить ценные предметы. У вас вряд ли будут сложности с прохождением и многочасовые битвы с какими-то сложными врагами.
Нужно ли сейчас играть в эту игру, не кажется ли она устаревшей? И да, и нет. Графика игры на сегодняшний день, конечно же, устарела. В конце концов, сегодня мы имеем дело с такими играми, как Ведьмак 3. Однако в отличие от тех же Final Fantasy 7-9, где растягивание пререндерной графики низкого разрешения на большой экран приводит к полному дефекту игры, графика Chrono Trigger даже на большом телевизоре показывает нормальную картинку, еще раз доказывая, что спрайтовые 2D-игры в принципе не подвержены проклятию оригинального разрешения, они вполне хорошо масштабируются. С другой стороны, глубина проработки мира и мощный сюжет делают Chrono Trigger игрой вне времени. Игра и сегодня воспринимается свежо и интересно. Она способна удивлять сюжетом, его поворотами, а также интересными находками разработчиков. Идея множественности игровых миров, взаимодействие этих миров как через основной сюжет, так и через скрытые эвенты - такого даже сейчас сложно найти. Игру можно рекомендовать как любителям jRPG того периода, так и людям, которые ищут глубокие игры, пускай и с немного устаревшей графикой.
|