Этот комментарий написан для версии PC.
Эта игра была одна из первых, которая появилась на нашей машине в далекие 1990-ые. Добытая путем копирования на несколько дискеток (архивная разбивка под размер дискеты, кто об этом помнит - дай пять! ) с машины одноклассника, Игра унесла нас в волнующий мир битв, подвигов и драматических противостояний... Сюжет игры современным игрокам кажется едва ли не банальным - на землю вторглись пришельцы ("Как неожиданно! "- закричал человек XXI века). То тут, то там, стали появляться летающие тарелки. Стал пропадать домашний скот. Потом дело дошло и до людей. Правительство Земли решило принять ответные меры - и вот в дело вступает X-com (Икс-команда, не путать с X-men). А вместе с ней в игре появляетесь и вы - незримый командир команды, ее стратег и тактик, исследователь и просто - безымянный спаситель человечества! Вроде бы ничего нового? А вместе с тем этот незамысловатый сюжет схватит вас за чуб и потащит за собой, целенаправленно выбивая ваш дух о каждый камень и лихой поворот этой игры. А поворотов здесь! ..
…Чего стоит миссии террора, особенно ночью, когда ваши солдаты вжимаются в обшивку десантного корабля - единственное светлое пятно во всем городе - готовые уже стрелять в любое движущиеся существо в темноте – не важно в гражданского или пришельца...
…Или штурм вражеской базы, когда до командного центра живыми добираются всего два бойца из всего отряда и вы - злой и ожесточенный - уже не заботитесь о том, чтобы взять кого-то живым. Нет, гранату в дверной проем, и очередь в дым! .. И еще одну! Ведь главное - выжить, выжить любой ценой! ..
…А первое применение (против вас конечно) пси-контроля, когда ваш лучший боец -орденоносный полковник у которого феноменальные показатели меткости и времени передвижения - спокойно расстреливает в спину половину вашего отряда, а следующим ходом возвращается по ваш контроль эмоциональным калекой и законченным трусом. И вы уже ничего не можете изменить.
А схватки с крисалидами! .. А возможность летать! ..
Нет, перечислять все сюжетные задумки игры можно бесконечно. Их хватило бы на целую книгу (хотя говорят, кто-то из наших фантастов написал такую, с таким же названием и под действием вдохновения от игры). В любом случае - сюжет это, наверное, главная изюминка, которая сделала эту игру легендарной.
На фоне сюжета остальные показатели покажутся не столь выдающимися. Графика? Нет, конечно, изометрия и вращающийся глобус - это хорошо. А для своего времени - даже классно. Но сейчас этим не впечатлишь даже шестилетнего. Звук? Честно, даже и не помню, был ли там он. Колонки появились позже, чем эта игра... Управление? Интерфейс? Быстро привыкаешь - а потом и не замечаешь.
И все же в этом списке нет одно показателя, который тем не менее очень важен - это играбильность такой игры как UFO: X-com defence. Сотни мелочей, которые не все и вспомнишь, создавали в этой игре то, что сейчас тщетно пытаются компенсировать графикой или эффектом присутствия - атмосферу. Ты не играл в игру - ты жил в игре. В дело вступало воображение - и трехмерные очки были не нужны. Да и проигрывают эти очки человеческому воображению, проигрывают... Вот лишь небольшой список того, что делало эти игру атмосферной (то что сразу пришло на ум) - интернациональные имена солдат (в т.ч. и русские Иван Самусенко и др.) и возможности давать им свои имена (была игра, где все мои солдаты имели имена-фамилии моих одноклассников. Признаться, когда кого-то из них убивали, ощущение было жуткое) - технологическая ветка. Вы начинаете от пулевого оружия и легкого бронежилета, а заканчиваете ультрасовременными силовыми костюмами и плазменным оружием, которое разносит НЛО в пух и прах. И все это зависит от вашего успеха в бою - науке нужны артефакты и живые пришельцы. - Многомерность мира. Бои идут в нескольких плоскостях. В домах несколько этажей. Сначала придется бегать по лестницам (можно было загнать на крышу снайпера и устроить дуэль с вражеским снайпером на другой стороне улицы, а потом спрыгивать с нее и бежать на помощь остальным - все как в жизни! ), потом можно будет летать. Некоторые пришельцы могут летать изначально (чем иногда бесили - слов нет! ) - AI - до странного непонятен. Уровень сложности влияет на их меткость и количество врагов, но при этом и на самом легком уровне бой в тесном помещении склада может служить пособием по тактике проведения антитеррористических операций в городской местности. Если просто входишь в дверной проем, - получаешь плазму в 9 случаях из 10. Стрельба из-за угла, обходные маневры, засады и даже трусливое бегство - пришельцы не заставят скучать, а когда вы привыкните, они все равно найдут чем вас удивить. Обещаю. - Финансовая модель. На пособия правительства не проживешь - это становится ясно уже через пару месяцев. Суровый капитализм заставит вас игнорировать призывы о помощи из стран третьего мира, и сосредоточить усилия на охране Европы и Америки – “ничего личного, только бизнес” . Попутно придется приторговывать артефактами пришельцев. Просто? Но как затягивает! - Планирование базы тесно связано с перспективой ее защиты. Один лифт, откуда идет только один коридор - и вы повторите битву при Фермопилах, где ваши солдаты будут как на тренировке в тире. Однако когда это становится очевидно, ваша база уже давно превратиться в муравейник с десятками складских помещений, радарных установок и лабораторий. И вы будете пробираться по этим бесконечным коридорам, отыскивая разбежавшихся во все углы пришельцев, попутно размышляя о возможности перепланировки.
Подобных мелочей, как уже говорилось, сотни. Все вместе они создадут незабываемое ощущение от игры. Не испугайтесь устаревшей графики и страшного разрешения 640х480. Это все мелочи, которые потом не будут даже заметны.
P.S.
Признаться, был удивлен, увидев игру ТАКОГО калибра во второй сотне рейтинга. Не поймите неправильно - с момента ее выхода утекло немало воды, вышли новые игры, некоторые даже очень и очень неплохие, на которых выросло новое поколение геймеров. Для них - эта игра уже архаика в чистом виде... Но ведь есть поколение (я точно знаю что есть! ), которое играло в эту игру и считает ее едва ли не вершиной достижений в области компьютерных игр. Где они и где их голоса? Ведь без них доказать, что в эти игру можно было играть неделями, несмотря на то что она занимала всего несколько мегабайт(! ) почти невозможно. Становится... нет не обидно, а как-то жалко. А игра - действительно шедевр. 11 из 10.
|