World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

автор текста Евгений Нефёдов
перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения редакции


Ужас, летящий на крыльях ночи… (из истории фильмов о ниндзя)

Евгений Нефёдов, World Art

Интерес братьев Энди и Лэрри Вачовских к образам таинственных японских воинов, облачённых в специальный костюм (как правило, цвета ночи), блестяще владеющих уникальными боевыми техниками и вообще обладающих исключительными физическими способностями, проявился ещё в «Спиди Гонщике» /2008/, а косвенно – и в блистательной трилогии «Матрица». Знаменательно, что именно в связи с личностью их верного ученика и последователя Джеймса МакТига, судя по всему, закрепится новая мода на таинственных ниндзя, которые могут быть кем угодно: и неуловимыми убийцами, и отличными диверсантами, и благородными воинами.

Один из самых интригующих образов был рождён воображением, естественно, кинематографистов с Востока, куда (в Японию) уходят корнями представления о загадочном, окутанном мифами и легендами искусстве ниндзя. И поначалу режиссёры из Страны Восходящего Солнца, естественно, пытались удержать пальму первенства: среди самых ранних названий, оставшихся в памяти у любителей жанра, значатся «Гоэмон никогда не умрёт» /1963/, «Шпион самураев» /1965/, «Юный ниндзя Ватари» /1966/, «Истории о ниндзя» /1967/, «Теневые охотники» /1972/. И всё-таки они никогда не удостаивались там такого же почёта, как самураи! Это видно даже по популярному боевику (с элементами кинофантазии) «Дзатоити» /2003/, или «Затоiчи», где заглавному герою в исполнении Такэси Китано удавалось раскидывать ниндзя с лёгкостью необыкновенной. Не знаю, кусают ли японцы себе локти, но инициативу быстро перехватили коллеги из других стран. Особенно преуспели китайцы из Гонконга, заполонившие экран соответствующими боевиками. Так, в «Героях Востока» /1979/ (англоязычная версия – «Шаолинь бросает вызов ниндзя») с ведущим специалистом по ниндзю-цу мерялся силами мастер кунг-фу, в «Ниндзя в Берлоге Дракона» /1982/ китаец и японец объединялись, чтобы отомстить за убийство сэнсея, в «Смертельной дуэли» /1983/ выходцы из этих стран, напротив, сходились в поединке не на жизнь, а на смерть. Также затевались настоящие «войны ниндзя» и с ними боролись смиренные иноки Шаолиньской обители. Впрочем, вскоре к делу подключились Филиппины, Тайвань, Республика Корея и даже… КНДР, чей Хон Гиль Дон противостоял толпам убийц со скрытыми лицами и смертоносными мечами, защищая бедных и угнетаемых сограждан-крестьян.

Достижения восточных кинематографистов, безусловно, значительны. Однако в глобальном масштабе внимание тематике (с непременным тиражированием образа) было обеспечено лишь после того, как за дело взялись их коллеги – и оппоненты – с Запада. Эффектность появлению ниндзя обеспечили авторы неувядаемой «бондианы», заставив агента 007 сражаться с новым глобальным злодеем, имеющим японские корни. Много позже этих мифологизированных героев реанимировал Чак Норрис, ринувшийся в «Октагоне» /1980/ в пучину противостояния ниндзя. Параллельно о них упомянули создатели телесериала «Сёгун» /1980/, посвящённого судьбе шотландского моряка, очутившегося в Стране Восходящего Солнца, когда она ещё была отгорожена от остального мира. И всё-таки устойчивого интереса со стороны публики удалось добиться, пожалуй, лишь тандему продюсеров Йорам Глобус – Менахем Голан. Последний лично осуществил постановку картины «Выход ниндзя» /1981/, прозрачно намекающей на феноменально популярный «Выход Дракона» /1973/. Конечно, боевик был скроен предельно просто, а примитивное драматургическое решение и выбор «звезды» никак не назовёшь «удачными». Итальянец Франко Неро был хорош в «спагетти-вестернах» и полицейских детективах, но сравнения с Брюсом Ли, естественно, не выдерживал. Зато исполнение японцем Сё1 Косуги роли «плохого» ниндзя оказалось вполне сопоставимо с достижениями того же Норриса. Не удивительно, что руководство фирмы «Кэннон» сделало ставку именно на него.

Сё Косуги понравилось звание главного ниндзя мирового экрана – и он действительно сумел высветить всё лучшее, самое примечательное и интригующее в образе. Особенно удачной представляется «Месть ниндзя» /1983/, в которой актёр изобразил мастера ниндзю-цу, попадающего в эпицентр противостояния представителей американской наркомафии и… его лучшего друга, также владеющего тайным искусством. Кульминационный эпизод своеобразной дуэли на крыше небоскрёба, безусловно, впечатлил. К сожалению, попытки Косуги расширить и углубить тему в телевизионном цикле «Мастер» /1984/, боевике «Молись о смерти» /1985/, а прежде всего – в «Девяти смертях ниндзя» /1985/, где для пущей актуальности задействованы фигуры террористов, резко уступали по художественному уровню, отдавая банальной спекуляцией. И уж запредельно странной выглядит лента «Ниндзя III: господство» /1984/, мистифицирующая образ, делая ниндзя собратьями чуть ли не колдунов Вуду с Таити. Впрочем, все фильмы пользовались стабильно высоким (по меркам «независимой» кинокомпании) спросом, подвигнув Глобуса и Голана на выдвижение новой кандидатуры. Отличительной чертой «Американского ниндзя» /1985/ стало то, что Майкл Дудикофф уже не представлял Японию непосредственно, тем самым доказывая, что приобщиться к тайне древнего искусства может и «янки», служащий, к тому же, в рядах армии США.

Во второй половине 1980-х «официальная» волна картин постепенно иссякла, чему способствовал и закат карьеры Сё Косуги, и фактический «провал» в прокате продолжений «Американского ниндзя». Зато на помощь подоспело постмодернистское искусство, успешно вписавшее загадочные образы в эстетику современных кинофантазий. Черепашки-ниндзя-тинэйджеры-мутанты, пришедшие из анимации, настолько полюбились подросткам всего мира, что стали предметом повсеместного культа. Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, Донателло и их мудрый наставник Сплинтер сами блестяще владели боевыми искусствами – но и вступили в противостояние со зловещим Шредером, создавшим из подростков армию фанатиков-ниндзя. Не менее пёстро и нетривиально образы древних японских воинов оказались задействованы в картине «Мортал Комбат» /1995/, снятой по мотивам популярной компьютерной игры. В принципе, в этот же поток вписываются и мультфильмы, тем более черепашки-ниндзя впервые предстали именно рисованными. Ещё Хаяо Миядзаки выводил их в своём полнометражном дебюте из цикла про Люпена Третьего, но вне конкуренции остаётся с блистательным «Манускриптом ниндзя» /1993/ Ёсиаки Кавадзири, произвёдший с опусами про ниндзя примерно такую же вивисекцию, какую маэстро Серджо Леоне проделал с традиционными вестернами.

Возможно, расцвет длился не слишком долго, зато был бурным, насыщенным. Постепенно тематика, увы, девальвировалась, став уделом откровенных маргиналов от кинематографа. Всевозможные «Миссия ниндзя» /1984/, «Воины-ниндзя» /1985/, «Терминатор-ниндзя» /1985/ «Вызов ниндзя» /1986/, «Отряд ниндзя» /1986/, «Истребители» /1986/, «Смертельный отряд ниндзя» /1987/, «Русский терминатор» /1989/ и т.д. и т.п. становились известны лишь самым преданным поклонникам боевиков. Иногда доходило до явного «трэша»: вспомним хотя бы «Зомби против ниндзя» /1987/ или «Женщин-каннибалов в смертельных джунглях авокадо» /1989/. Другим признаком идейного выхолащивания стало появление комедий, а то и настоящих пародий, нередко абсурдистского толка. И если «Академия ниндзя» /1988/3 прошла незамеченной, то «Трёх ниндзя» /1992/ (в меньшей степени – слабоватые продолжения) юные зрители встретили «на «ура!». Мудрость и требовательность старого японца в исполнении Виктора Вонга, научившего внуков древнему искусству, оказалась идеальной для воспитания духа американцев, типичных «трудных детей», отныне – тем более непобедимых, какими бы рослыми и вооружёнными ни являлись бандиты. А вот «Ниндзя-сёрферы» /1993/ удались меньше, несмотря на присутствие в будущем прославленного комика Роба Шнайдера и короля пародии Лесли Нильсена. И в любом случае никому не сравниться с уморительным Крисом Фарли в облачении грузного, неповоротливого, хвастливого и глупого «ниндзя из Беверли-Хиллз», по недомыслию принятого за великого бойца – непревзойдённого убийцу и шпиона. Мимоходом, но забавно ниндзя упомянуты в таких популярных лентах, как «Мастер маскировки» /2002/ и «Кошки против собак» /2001/.

И всё-таки мифология ниндзя, невзирая на скептическое отношение к ним даже со стороны кинематографистов, эксплуатирующих тему2, вошла в обиход служителей «седьмой музы» прочно и надолго. Наступивший XXI век высветил новую любопытную тенденцию. Отныне ниндзя уже не фигурируют на первом плане, но являются фактором, привлекающим, по мысли авторов, к ленте дополнительное внимание публики. Причём это касается таких разных произведений, как исторический фильм «Последний самурай» /2003/ и приключенческая комедия «Вокруг света за 80 дней» /2004/, кинокомикс «Бэтмен: начало» /2005/ и современный боевик «Война» /2007/, а в первую очередь – «Джи.Ай. Джо: Бросок «Кобры» /2004/, где «хороший» ниндзя, издавна конфликтующий со своим «плохим» оппонентом, входит в команду супергероев на равных с другими участниками.

Таким образом, у упоминавшегося «Ниндзя-убийцы» изначально наличествовали все возможности, чтобы вывести тему на новый, большой, «официальный» уровень. И Вачовским с МакТигом реализовать выпавший шанс, в принципе, удалось.


__________
1 – Имя у нас чаще произносили «Шо».
2 – В частности, Неро высказался в том духе, что не верит в реальность существования древнего клана сегодня.
3 – Правда, ещё раньше был слуга-ниндзя Като, устраивающий проверки инспектору Клузо в исполнении Питера Селлерса.




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура