World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (69)
-связки


 Промо
-постеры (29)
-кадры (18)
-трейлеры


 На сайтах
-imdb
-kinopoisk
-mojo


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



вернуться на страницу фильма «Расплата» | вернуться на страницу комментариев



Raul | СА?: 3 года 10 месяцев | отзывов 26, их сочли полезными 34 раз 2007.11.08

Фильм «Расплата» держится на спинах двух особенно крупных, выносливых слонов. Первый слон фильма – собственно, главный герой Портер (Мэл Гибсон). Или нет, лучше Мэл Гибсон (Портер). Второй слон – сюжет, изобилующий неожиданными поворотами, как ялтинская дорога. Убери этих двух слонов – фильм развалится. В этом могучая сила творчества, пафосно именуемая «художественной целостностью произведения».

Честно, я не представляю фильма без Гибсона. Начав кинокарьеру «Безумным Максом» и закрепившись на вершине славы «Смертельным оружием», Мэл Гибсон остается эдаким отважным безумцем, которому не известна жалость. Месть от фильма к фильму направляет его по дороге тысячи трупов. Есть в Гибсоне сильное, мужское начало, помноженное на решимость и безумие Риггза («Смертельное оружие»). Особенно, когда его маленькие глазки округляются, и принимаются бегать, метаться, как бильярдные шары. Еще раз повторюсь, не представляю никого другого на месте бандита Портера.

Сюжет готовит зрителю массу интересных ходов, скомбинированных прозорливым Портером, упрямо шагающим к своей цели. Действо напоминает фильмы Гая Риччи и Квентина Тарантино. Их влияние чувствуется буквально во всем. Но обвинений в подражании режиссеры (Хелджлэнда уволили на середине сьемок, и доснимал фильм другой) не заслужили. Влияние скорее плюс, формирующий стиль фильма - динамичный, брутальный, пропитанный иронией и цинизмом.

Портер приходит в себя на столе у подпольного хирурга. Из спины Портера коновал извлекает пулю. 9 миллиметров в спине намекают на предательство. Еще не успевают закончиться титры, а зритель уже имеет завершенный портрет героя, с его привычками и взглядами на жизнь. Черт возьми, а Портер – плохиш, каких Голливуд еще не видел! Что может быть страшнее, когда упрямого плохиша одолевает чувство мести?

Оказывается, Портер не собирался никого мочить. Ввязавшись в авантюру, затеянную проходимцем Вэлом Резником (Грегг Генри), Портер участвует в ограблении китайской мафии. Он рассчитывает на свой скромный гонорар в 70 тысяч баксов. Но друг оказывается гавнистым не только внешне. Его подстава провоцирует жену Портера всадить пулю в спину провинившегося муженька… Вся «касса» достается Резнику.

Пережив кидалово и предательство, Портер идет движется по фильму, одержимый желанием вернуть свою долю. Ради этого он готов на все тяжкие. Готов даже пойти против всемогущего (на первый взгляд) преступного синдиката, куда Резник вложил те самые бабки, обеспечивая себе место в «семье».

Встреченные мной рецензии, так или иначе, перли на то, что Портер - бесчеловечная скотина, готовая пристрелить самого дьявола, задолжай тот ему 70 тысяч. При этом рецензенты упускают два важных момента.

Первый: Портер не убивает жену-предательницу, хотя ситуация в его руках. Ничего не стоит спустить курок. Более того, когда она, вывернутая передозировкой, будто сломанная кукла, валяется на кровати – он ложится рядом. Мэл Гибсон, с глазами преданного пса, потерявшего хозяина. Портеру холодно. Он съеживается от воспоминаний. Я уверен, Портер простил. Иначе он бы не оставил там свое обручальное кольцо, пригвожденное шприцом к стене. Только простив и смерившись, можно избавиться от груза прошлого. А что, как не избавление, символизирует оставленное обручальное кольцо?

Второй раз человечность в Портере не просто проснется – но станет одним из сюжетообразующих элементов. Почему-то никто не заметил отношений Портер/Рози (Мария Белло). Портер любит ее. И, одновременно, боится этого чувства, как люди боятся Портера с пистолетом. И без пистолета тоже.

Другое дело, стоят ли 70 тысяч долларов двух десятков трупов, двух взорванных машин и разбитых кувалдой пальцев на ноге (на правой ноге) – вопрос не спорный. Однозначно – 70 тысяч того не стоят. В то же время, забавный, вырастает вопрос - чего вообще стоят деньги? Вопрос, вполне годящийся для идеи фильма. Криминальная хроника изобилует грабежами, когда человека вспарывают за 10 гривен или за бутылку водки. Человеческая жизнь не ценится, хотя нет ничего более ценного. Портер также не ценит человеческую жизнь и является тем ярким примером, после которого задумываешься…

С другой стороны, герой Портера – сильный, титанически-самоуверенный «маленький человек». Водитель (возивший проституток), владеющий оружием и движимый задетым самолюбием – показывает, насколько беззащитны даже самые сильные мира сего. Чем выше – тем больше уязвимых мест, тем болезненнее удары. Особенно, когда за дело берется человек, которому терять нечего. Ни имущества, ни родных, ни близких…

Конечно, не обошлось в фильме и без веселых нелепостей. Иногда уж слишком явные, будто притянутые а уши, совпадения – как, например, неожиданное появление полиции в момент, когда китайские бандюки вот-вот отрежут Портеру яички. Или возвращение Портера за якобы забытыми сигаретами, в тот момент, когда Резник уже готов расправиться с девчонкой… А во время перестрелок, во время взрывов и прочих дебошей на улице в кадре совершено нет прохожих. Как будто Портер, до того, как взяться за дело, перестрелял весь город, избавляясь от свидетелей.

© Raul Duke (zebra_e@ukr.net)



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 1 чел.



Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура