World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (30)
-связки


 Промо
-постеры (17)
-кадры
-трейлеры (1)


 На сайтах
-imdb
-kinopoisk


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



вернуться на страницу фильма «Слуга Государев» | вернуться на страницу комментариев



korni | СА?: меньше месяца | отзывов 12007.10.05

Признаюсь, на этот фильм шел я с сильными опасениями. Афиша не предвещала ничего хорошего: патетическое название «Слуга государев», героические лица персонажей и стройные ряды солдат в треуголках, парусник на заднем плане… Видно, кто-то откликнулся на политический заказ и снял очередную патриотическую «клюкву» про эпоху Петра Великого. Правда, солдаты на афише были шведские, но это я списал на ошибку дизайнера. Ну, не разобрался в расцветке мундиров и знаменах, не тот кадр подобрал.
И всё же я преодолел колебания и решил идти. Больше из любви к эпохе Петра, чем из интереса к фильму.
С такими ожиданиями я начал смотреть фильм. Гламурно снятые, хотя очень красивые сцены в Версале подтверждали моё ощущение. Но в каком-то смысле, полегчало. Не надо ждать исторического кино, просто будет романтическая история про двух французских аристократов, высланных за дуэль в Россию. Погони, поединки на шпагах, всё как обычно.
При этом бросилась в глаза неожиданная достоверность деталей. Костюмы, интерьеры – всё более или менее правильно. На удивление исторично, если иметь в виду избранный жанр, то, пожалуй, такого педантизма и не требуется.
Однако уже через пятнадцать минут после начала просмотра я понял, что меня опять обманули. Это не костюмное приключенческое кино про французских аристократов, не патриотическая агитка про «Россию молодую», не историческая драма. Это сознательная деконструкция всех этих жанров.
В этом фильме всё «неправильно». Если сказка, то с плохим концом, когда становится отчаянно жалко «злых». Если приключения, то с грязью, кровью, блевотиной. Это романтический боевик, снятый для людей, которые привыкли к Тарантино, но уже переболели этим увлечением.

Патриотическое кино? Но здесь рассказывают про то, как грабили и жгли деревни русские солдаты. Правда, шведы у нас на глазах делают то же самое. Польская шляхта и беглые стрельцы ненавидят Петра – у них своя правда. Сочувствие к своим сводится к пониманию того, что они – «свои», не более того. Они не лучше и не хуже других. Отважные шведы и героические русские отчаянно и бессмысленно режут друг друга.

Жалко шведскую лазутчицу, которую вешают в конце фильма. Жалко русского офицера, которого она застрелила. Во всем этом нет никакой морали, есть только надежда на то, что кто-то из героев всё-таки выживет.

«Черного всадника» никто так и не разоблачил и не победил (хотя зритель узнает его историю). Всё само собой разрешилось: битва под Полтавой закрыла все сюжетные линии.

История действительно присутствует в этом кино. Здесь нет географической и хронологической точности, но зафиксированы реальная последовательность эпизодов Полтавской баталии. Здесь правильно обращаются с оружием XVIII века (например, стрелки отворачиваются от цели, чтобы не обжечь лицо при выстреле).

Военный историк наверняка найдет неточности и преувеличения, вызванные отчасти стремлением снимать красивое кино. Например, когда русская и шведская шеренги, стоя во фронт, обмениваются залпами почти в упор, как на дуэли (исторически, шведы действительно дали один залп почти в упор, а потом сразу бросились в штыки). Или когда драгуны Меньшикова опрокидывают шведскую пехоту лобовым ударом (преодолеть пехотный строй таким способом кавалерия не могла, надо было заходить с фланга).
Но всё это, в общем, мелочи.

Правила костюмного боевика нарушаются так же грубо и демонстративно, как и правила патриотической киноэпопеи. В начале фильма, как и положено, нападение разбойников на карету. Но вместо того, чтобы спасти прекрасную попутчицу и её брата, главный герой с трудом спасается сам. Девушку убивает первым же случайным выстрелом. Финальный поединок двух французов. Положительный герой дуэлирует с отрицательным… И получает удар в грудь.

А отрицательный герой растерянно бродит по лагерю Петра, получает предложение идти на русскую службу. И отказывается. Ещё один удар по правилам подобного кино: если уж русские сняли фильм про отважных французов, так эти персонажи непременно должны вступить в ряды соратников Петра (как и в жизни бывало нередко). Но нет, не будет никакого снисхождения нашим патриотическим чувствам.

Финальные кадры: французский аристократ, забрав с собой осиротевших детей русского офицера уплывает со своей любовницей в Америку. Подальше и от русских, и от шведов, и от «короля солнце» с его деспотизмом и придворными интригами.

Получился безжалостный, хотя невероятно красивый фильм про людей, попавших под каток истории.

Кстати, вопрос, что значит «слуга государев» не остается без ответа. Французы служат Людовику XIV, который безжалостно предает их. На русскую службу идти отказываются. Остается только русский офицер, чудом выживший на Полтавских редутах для того, чтобы уже по окончании битвы принять на себя пулю, предназначенную царю…



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 0 чел.



Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура