Изо – фильм, всем фильмам фильм :) Фильм, который, сколько его не смотри, пробивает наповал. Конечно, он чрезвычайно сложный для понимания и даже просто для восприятия. Не всякому он придется по душе. Изо – это воплощение абсурда, чувства абсурда, которое таится где-то в глубине наверно любого человека, если только он не кактус на подоконнике. Но, быть может, я и преувеличиваю. Так или иначе, изо идет, идет по всем социальным институтам, всем человеческим структурам, и задает всем один вопрос: зачем? Никто не дает ответа, никто не может дать ответа. Он вскрывает шаткость, лицемерие, подложность. Он как Калигула у Альбера Камю, рушит, словно карточные домики, все эти антропные изыски. Он ищет правды. Он ищет свободы от самого себя. Но абсурд не отделим от человека, и потому даже когда бог одним лишь дыханием сдувает его с лестницы ведущий в небо, изо рождается вновь. Он как олицетворение вечных вопросов человечества, вечной тоски. Он обливается кровью и испытывает муки – иные вопросы задавать не безболезненно. В частности страшновато спрашивать о том, чему учат детей в школе: - Что такое любовь? - Ну, любовь – это просто слово. Слово не всегда должно что-то означать. Конечно здесь отсылка к образованию вообще, причем в широком смысле. Интересно, что на куче трупов в школе появляются совсем малые дети – еще не отравленные, так сказать. И изо забавно кланяется учительнице. Почему? Да потому что образование сильная вещь – можно воспитать настоящих людей, а можно – поколение дебилов, удобных для власти. Изо вскрывает ложь, а этого никто не любит. Ведь на этой лжи строится все наше общество, все бытие конкретных обывателей зависит от нее, другого они просто не знают. Изо бежит по ленте Мебиуса, в бесчисленных перерождениях, в бесчисленных вопросах, на которых нет ответа. Война – одно из самих ярких воплощений безумия абсурда человека. «Ничто не меняется», фраза из Технолайза, применима и здесь. Изо перемещается по эпохам (детали которых часто перемешиваются), но в сущности… он остается на месте. В фильме есть и отсылки к психоаналитике Юнга. Но я не буду это расписывать, кому интересно может просто посмотреть фильм. Интересно начало фильма – распятие. Религия (как и философия и наука) – есть по сути попытка объяснения, адаптации мира к антропной сфере, т.е. раскладывание по полочкам. Абсурд должен быть распят в первую очередь. Тот негр, мнущий кожу на лысой голове (напоминает извилины) – олицетворение западного рационализма, чье мучение – это поиск выхода из лабиринта и бегство от абсурда, который никакая рациональность (просто смехотворно) победить не может. Не зря, ох, не зря, он благодарит Изо. Изо – очень страшный фильм (по кровавости так вообще сравнений еще поискать). Есть в нем символика, которую я не совсем понимаю. Однако наверняка ясно одно: сам этот фильм есть очень неудобный вопрос, ответить на который едва ли возможно. Но не отвечать нельзя. Бежать от Изо и его вопросов, значит признать себя безвольными существами, эдакими мешками с двумя дырками: в одно отверстие пища попадает, в другое – выходит (сравнение Леонардо да Винчи). Короче, фильм не просто не для всех. Он вообще мало для кого. Я не сомневаюсь, что его многосложность многих (не без раздражения и нытья) поставит в тупик. Кому же советовать? А понятия не имею. Но если вы хотите чего-то необычного и хоть иногда (вопреки слогану на MTV) включаете мозг, а заодно и душу, то посмотрите, может что-то в вас и затронет (не факт, что вам это при этом понравится).
|