Eye of the Beholder
«У каждого человекасвоя судьба. Он только обязан ей следовать, куда бы она его не привела». Генри Миллер «Мудрость сердца»
Довольно банально начавшаяся картина, вдруг все больше и больше уводит нас в не то полуфантастическую, не то в полумистическую реальность. И реальность ли, и для кого? И зачем этот странный эпиграф в историю про специального агента, сотрудника отдела международных расследований посольства Великобритании? Стефан Вилсон (Ewan McGregor)- человек, живущий без удивления и эмоций, выведывает занятной техникой занятные секреты всех, кто привносит дисгармонию в существование компаний и имидж государственных учреждений. Навсегда потерявшей жену и дочь, как любой нормальный человек, он пытается научиться новому существованию бок о бок с утратой, с головой погрузившись в работу, ставший чуть более замкнутым для окружающих и все. Специальный агент получает роковое задание от шефа - расследовать исчезновение крупных денежных сумм со счетов компании. Подозреваемый - сын шефа. Дело надо сделать качественно и тихо, на то они и агенты. Начинается обычная работа.
Улица, машина, фотокамера и…дочка Люси рядом на сиденье. Стефан все время с ней общается: рассказывает о задании, шутит, дарит подарки, в основном это сувениры из тех мест, в которых он побывал. Сувениры - все как один стеклянные шары с искусственным миром и плавающими снежинками. Ненастоящей девочке - ненастоящие миры. Одна свободно плавающая снежинка в мире за стеклом автомобиля. Проникающая во все сразу: и в жизнь наблюдаемыхи наблюдателя; некстати появившаяся полуразмытой фигуркой на фотографии-улике, изменившей ход всего дела. Как существо нереальное, она тонко чувствует тот, свой мир, ходит туда-сюда и раньше всех угадывает чувства, нахлынувшие сильным и бессознательным потоком на героя. Его влечет возникшая в расследуемых обстоятельствах женщина. Оправившись от шока, вызванного жестоким убийствоми вынужденный продолжать свои наблюдения, он вдруг начинает узнавать ее с другой стороны, где запутавшаяся маленькая девочка, отсидевшая в тюрьме 12 месяцев, сама и с помощью своей страннойнаставницы доктора Джин Броул (Genevieve Bujold), пытается жить и выживать. Даже ценой убийства. «Выживают лучшие, Джоанна. Убей или тебя убьют» - вот нехитрая философия доктора Джин для обиженных жизнью девочек-подростков. А вместе с ней пристрастие к сигаретам «Gitanes», коньяку, парикам и гороскопам.
Джоанна Эрис (Ashley Jadd)-беспощадная убийца всех, кто навязчиво вторгается в ее существование и маленькая, так и не повзрослевшая девочка, всеми брошенная, совращенная и запуганная этой жизнью. Именно так и относится к ней главный герой: понимает, что перед ним убийца и стремится защитить испуганного ребенка, стирая следы и улики, находящийся все время рядом, но не приближающийся на опасное расстояние. В поведении Стефана иногда, кажется, нет логики. Но ровно настолько, насколько ее не бывает в поисках ответов на загадки, которые загадывает нам собственное подсознание. И почему, всё понимая, мы поступаем вопреки и наперекор? «Иди за нами. Иди за своей судьбой…»- повторяет Люси.
Стефан…. ангел-хранитель…. Джоанны…. Они похожи друг на друга своим одиночеством и своими утратами. Они оба бегут. Она от жизни, а он за ней. Ненадолго останавливаясь, чтобы передохнуть и снова бежать… «Пусть синяя птица споет тебе весной свою песню…» - поет Люси. «Пусть синяя птица споет тебе весной свою песню…» - вторит ей за стеной Джоанна. И как же сквозь стену хочется ощутить ее тепло… Кино, тягучее как горячий шоколад, отдающее горечью кофе, с разбросанными повсюду красивейшими кадрами, порою психоделическое, обволакивает и затягивает в сложный мир чужого подсознания.
Во время очередного побега Джоанна знакомится с одним странным господином.Здесь вообще все странные. Александр Леонард (Patrick Bergin)-богатый винодел и слепой. Что может быть лучше для неё? Он никогда не узнает, какая она на самом деле… Именно так и отвечает Джоанна на предложение руки мистеру Леонарду. Казалось бы, вот желанный покой для всех «странников» этого кино. «Он её любит. И он заберет ее у тебя» - нашептывает Люси. «Нет, если она его убьет» - отвечает Стефан и непоправимо вмешивается в ход событий. Вот он уже и переступил ту черту, за которой находился все это время, приблизившись к Джоанне. Снова в путь. Он будет трагичным для нее, опять. Но именно здесь две судьбы станут одной, чтобы затем вновь разойтись.
У них было всего несколько встреч. В самой первой они едва коснулись друг друга, но были совсем близко. Во второй он спас ее от гибели, и она прошептала ему в бреду: «Никогда не бросай свою девочку, никогда». Чуть позже, в больнице, он надел ей, спящей, на палец обручальное кольцо. К их третьей встрече он уже курил «Gitanes», пил коньяк и носил свой знак Зодиака. А она перестала веритьгороскопам, носить парики и пить коньяк, но так и не рассталась с кольцом. В местечке под названием «На краю Света» он, наконец, сказал ей те самые слова, которые долго жгли ему сердце: «Я - отец, который потерял свою маленькую девочку. А ты - маленькая девочка, которая потеряла своего отца».
Её нашел не только он, но и вездесущие агенты, прихватившие с собой доктора Джин Броул, чтобы та ни за что не узнала свою любимую воспитанницу. Она их всех любила, но Джоанну особенно. Встретившись взглядом с Джин, заметив у Стефана«спутников» прошлой жизни-сигареты и коньяк, услышав от него своё настоящее имя, Джоанна в страхе бежит и от Стефана, внезапно понимая, что именно он и был тем самым ангелом-хранителем, о котором она всегда помнилакак о лучшем, что было в ее запутанной жизни. И на встречу с которым продолжала надеяться. Потеряв управление, машина сходит с трассы… Слова, которыеона произносит в последнемкадре на руках у Стефана: «Я желаю тебе любви»- из той самой песенки о синей птице…
Хочется верить, что пока жизнь продолжается, продолжает жить и надежда на окончательное соединение их судеб… И вообще, кто сказал, что что-то должно заканчиваться? Да и заканчивается хоть что-нибудь?
Не оправдывает ли режиссер этим фильмом поступки убийцы и того, кто их скрыл? Нет, фильм совсем не об этом. Это все только бередит в нас две стороны самих себя: преступника и жертвы. Мы все окутаны и опутаны этим таинственным туманом, сотканным из стертых навсегдаи полуреальных воспоминаний; из запахов, бередящих просторы подсознания, безжалостно вскрывая хорошо запрятанное; из звуков и образов, препарирующих последовательно и цинично. И нет здесь ни правых, не виноватых. Есть только маленькие дети, карабкающиеся, кто как может, по крутой лестнице жизни. Закончим этот фильм вместе с режиссером многоточием.
Маргарита Троф
|