«Табу» — один из самых популярных фильмов японского режиссера Нагисы Осимы и японского кино вообще. Со времен 1976 года, когда при поддержке французских продюсеров мир увидел скандально известную работу Осимы «Империя чувств», вышло еще четыре фильма данного режиссера о любви, сексе и страсти. Это «Призрак любви», «Макс, любовь моя», «Табу», «Счастливого Рождества, мистер Лоренс». Последний, правда, обращен несколько к другой теме, но тонкая нить гомосексуализма связывает его с интересующей нас картиной.
«Табу» Осиме пришлось начинать дважды. Завершить картину с первого раза ему помешал приступ инсульта. Тяжелое заболевание поразило режиссера прямо на съемках фильма в 1995 году. Больница, лечение. Не до конца оклемавшись, да, собственно говоря, еще больным Нагиса Осима снова появляется на съемочной площадке, на этот раз в инвалидном кресле. Наблюдая за упорством режиссера, судьба, верно, не решилась помешать ему во второй раз. В 1999 году «Табу» впервые несется по японским кинотеатрам.
Фильм получил путевку в большое кино совершенно случайно. Жена Нагисы Осимы Эйко Осима, прочитав роман Рётаро Сибы «Табу», предложила своему мужу экранизировать свежепрочитанное произведение. А так как она по совместительству является еще и продюсером, то режиссер не имел права на отказ. Впрочем, нельзя сказать, что Эйко совершила ошибку. Под предводительством Нагисы Осимы фильм получился по-настоящему художественным. Темы гомосексуализма режиссер касается как бы нехотя, лениво, хотя она целиком и полностью доминирует в картине. Актеров он наряжает в самурайские тряпки, а главного героя беспощадно разрисовывает косметикой. Можно сказать, что для Осимы этот фильм — взрослая игра, опыт над зрителем. Но игра дорогая.
Год назначен — 1885. Несколько лет осталось до реставрации Мэйдзи. А с ней уйдут в историю самураи как фактические властители Японии. Но самураи еще крепки, они еще могут дать бой. Могли, до тех пор пока в их лагере не появился восемнадцатилетний юноша по имени Кано. С десяток матерых воинов теряют голову от горячей страсти к этому человеку. Поначалу на них никто не обращает внимания, ведь не запрещено в самурайских кругах «терять голову»от любви к кому угодно. Но когда эти самураи теряют головы в буквальном смысле этого выражения, верхи думают: «Что-то не так». Верхи стали глупы, ибо соблазнились женственной красотой юноши, пусть даже в сердцах.
Эту дивную красу (Кано) играет актер-дебютантРюхэй Мацуда. Это тот редкий случай, когда актеров выбирают не по имени или таланту, а по типажу и внешним данным. Это первая серьезная работа Рюхэй Мацуды, очень серьезная работа. Со своей ролью молодой человек справляется неплохо. Выдержать домогательства самураев и бой на деревянных мечах с Такэси Китано сможет не каждый дебютант. Главным принципом отбора было лицо. Лицо у актера всегда находится под пристальным вниманием, а в «Табу» тем более. Книга Рётаро Сибы повествует о сказочном юноше, за которым косяками бегали взрослые мужики, естественно, такой человек красив. Другими словами, самым сложным было грамотно завершить кастинг.
Такэси Китано играет одну из главных ролей. Видеть его в обличии самурая было чрезвычайно смешно и странно. Темный костюм, открытый лысиной лоб, широкая стойка с деревянным мечом в руках очень отличаются от черного пиджака от Ямомото, короткой стрижки якудзы, дергающегося под солнцезащитными очками глаза. Отметим, что Китано уже был знаком с режиссером «Табу» еще до начала съемок фильма. Этот факт может подтвердить хотя бы то, что в «Счастливого Рождества, мистер Лоренс» Китано играл главную роль.
В своей книге Рётаро Сиба очень пессимистично относится к красоте. Двумя часами он опровергает сложившееся веками выражение: «Красота спасет мир». Неудивительно, что чету Осимы заинтересовала эта идея, ведь Нагиса всегда старался разрушить табу или хотя бы помочь кому-то в продвижении этого дела.
|