World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (86)
-связки


 Промо
-постеры (21)
-кадры (30)
-трейлеры (1)


 На сайтах
-afisha
-allcinema
-allmovie
-daum
-douban
-film.ru
-imdb
-kinopoisk
-metacritic
-mojo
-mtime
-naver
-rottentomatoes


 Википедия
-википедия (zh)
-википедия (jp)
-википедия (ru)
-википедия (en)


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



вернуться на страницу фильма «Тутси» | вернуться на страницу комментариев



myauchelo | СА?: 3 года 1 месяц | отзывов 126, их сочли полезными 168 раз 2012.10.10

Сюжет, связанный с тем, как кто-то переодевается в кого-то, но другого пола, суть есть классика комедий положения – что в кино, что в театре. Причем в театре это ещё древняя-древняя традиция, восходящая ещё к античному театру, когда женщины не принимали участия в ритуальных театральных представлениях, и, соответственно, женские роли играли мужчины. В конце Средневековья – начале Ренессанса эта традиция стала сходить на нет; а раз женщины могли играть в театре, значит, можно было не просто смеяться над полярными различиями мужской и женской психологии, но и воплощать на сцене такой сюжет, как «женщина, переодетая в мужчину» и наоборот. На этом завязана часть из комедий Шекспира, также это один из популярных лейтмотивов барочной пьесы – достаточно вспомнить одного лишь Кальдерона с его «Жизнь есть сон». Со временем сюжет эволюционировал, усложнялся, с приходом романтизма – психологизировался (хотя как раз романтики им баловались не сильно; никакого накала страстей, никакого рока или фатума, или хотя бы противостояния человеческого и мистического – скукота смертная же!)… В кино же он пришёл не сразу, лишь в конце десятых – начала двадцатых годов: и это логично, потому что кино должно было «раскачаться», прежде чем обыгрывать нечто подобное. Однако стоило только этому сюжету появиться, как он тут же пошёл на ура: ведь сколько забавных, абсурдных, комических ситуаций можно было придумать на эту тему! Казалось, не было практически ни одного более-менее известного актёра жанра слэйпстик (или же, попросту говоря, комедии немого кино), который хотя бы раз не переодевался в женщину или бы его за неё не принимали… Более того, именно кино прекратило этот, казалось бы, насквозь комедийный сюжет в драму или даже в триллер – как, например, было в «Психо» Хичкока. Да, подобные эксперименты были и в театральной драматургии, но всё же это было выражено совсем не так же ярко, как в кино. И особенно ярким примером тому, разумеется, является фильм «Джентльмены предпочитают блондинок» - или же «В джазе только девушки», называйте как угодно. Вот это была самая настоящая феерия: Билли Уайлдер не просто создал потрясающую комедию с запоминающимися характерами и великолепным юмором – по сути, «Джентльмены» являются опорной точкой для большинства фильмов подобной тематики; и, казалось, это должно было перекрыть им кислород, но, как оказалось, вовсе нет…
Идея фильма «Тутси» впервые пришла в голову Дастину Хоффману, уже на тот момент популярному актёру, за три года до начала съемок. Он ещё тогда не был знаком с пьесой Дона МакГвайра и Ларри Джелбарта – нет, он просто тогда снимался в одной из очередных комедий, «Крамер против Крамера», где одновременно исполнял роль одинокого отца. Пути мышления актёра неисповедимы: анализируя свою роль, пришёл к тому, что было бы неплохо поставить такой фильм, где герою бы пришлось играть уже не отца и мать одновременно, но мужчину и женщину. Когда всё же идея поставить подобный фильм эволюционировала из абстрактного плана на жизнь во что-то более реалистичное и осуществимое, проблем с поиском режиссёра и продюсера не было: комедии всегда были популярным жанром в Голливуде, пусть и не всегда удававшемся.
Съёмки были трудными: Сидни Поллак, выступавший как в качестве режиссера фильма, так и как его продюсер, старался урезонивать души прекрасные порывы Дастина Хоффмана, чтобы студийная площадка окончательно не превратилась в до-режиссерский театр, где всем заведовал один актёр. Их отношения прекрасно проиллюстрированы в самой «Тутси»: они спорили друг с другом даже по самым мелочным поводам, и не раз оба обещали себе, что больше никогда не будут сотрудничать – в общем, обыкновенные милые склоки режиссера и главного актёра как они есть, в любом театре и на любой съемочной площадке… Однако, несмотря на это, атмосфера во время съемок была хоть и нервной, но дружеской, а звёзды вроде Билла Мюррея, Джессики Лэнг и прочих консультировали и помогали дебютантам, среди которых была известная ныне Джина Дэвис…
Результаты оказались поразительными: по сей день «Тутси» является одним из самых высоко окупившихся фильмов Голливуда, чей бюджет был превзойдён чуть ли не в девять раз! Люди ходили на «Тутси» семьями, даже несмотря на рейтинг, не позволяющий детям смотреть этот фильм без родителей – и ведь это восьмидесятые, годы, когда недостатка в хороших комедийных работах не было! Особенную популярность «Тутси», как ни странно, добавило то, что он был поначалу практически проигнорирован Американской киноакадемией и тем, что вызвал бурю дискуссий между сторонниками и противниками феминистического движения…
Сюжет «Тутси» не блещет ни оригинальностью, ни новизной: жил-был излишне уверенный в себе актёр Дастин Хо… простите же, Майкл Дорси, конечно же, Майкл Дорси. И вот как-то ему с ролями особенно не везло: никчёмные жадные продюсеры не особенно разделяют его мнение по поводу собственной гениальности и всякий раз выгоняют недо-лицедея вон. Но однажды, после того, как его подружка проваливает пробы на роль в каком-то мыле, у Майкла появляется по-настоящему безумная идея – и она ведь, чёрт возьми, срабатывает! Теперь он Дороти Майлс, решительная, напористая и чрезвычайно обаятельная женщина, от которой млеют мужчины, а режиссёры наперебой приглашают дамочку в свои фильмы. Однако же сама Дороти (или же сам Майкл, суть одна) как-то очень неожиданно влюбляется в привлекательную девушку, играющую в том же сериале, что и она сама…
Где-то мы уже это видели? Ну да конечно, «Джентльмены предпочитают блондинок», только без гангстерской тематики и Мэрилин Монро, зато с тонкой иронией по отношению к наболевшим социальным вопросам и Дастином Хоффманом. Тем не менее всё равно понятно, что если уж чем фильм и завлёк своего зрителя, то это явно не особенности сюжетных перипетий.
Быть может, дело в блестящей актёрской игре? Отчасти да. Состав в самом деле не только звёздный, но и к тому же профессиональный: каждый из актёров вложил в свою работу душу, и нет ни одной роли, которую бы мы назвали «проходной». Но ведь таких фильмов к тому времени было немало, и на одних лишь блестящих актёров второе место в списке лучших кинокомедий не займёшь…
Вероятно, операторская работа поразила зрителя по всему миру? Скорее нет. Несмотря на неплохие павильонные съемки и саму концепцию сериала, позволяющую операторам отрываться по полной (съемки сериала в кино! вау, даже маскировать особенно ничего не надо, никаких особенных декораций – снимай прям с «мяса», как говорится!), сам же монтаж и манера съемки «Тутси» не отличаются ничем выдающимся: ни блестящей светопостановкой, ни хитрыми решениями с монтированием кадров, как то было у Эйзенштейна.
Невозможно говорить о «Тутси», не затрагивая два таких важных её аспекта, как игра главного актёра фильма и тот резонанс, что она вызвала в обществе, зарисовкой чему она является.
Вещи эти взаимосвязаны, хотя на первый взгляд это кажется совсем не так: Дастину Хоффману в полной мере удалось воплотить на экран образ актёра, сыгравшего – по мнению многих – идеальную женщину, не являющуюся, по сути, не только не идеальной – просто женщиной. Даже если рассматривать Дороти Майлс в отрыве от того, что она на самом деле мужчина, можно заметить одну особенность: по сути, это женщина не просто с приниженными мужскими чертами – она сама по себе выполняет роль мужчины. Она не просто одна из главных актрис сериала, не просто возникшая из ниоткуда Золушка – она решительный и напористый карьерист, консультирующая женщин по общению с мужчинами – причём советы-то она даёт истинно мужские! Ну какая женщина в здравом уме будет советовать своим подружкам становиться похожими на идеал эпохи маккартианства? Да её феминистически настроенные подруги в первую же минуту гневно растопчут своим возмущением!
Но под конец фильм это прекрасно иллюстрирует одну из своих основных идей: что по-настоящему понять женщину мужчина может только тогда, когда очутится в её шкуре. Прямо-таки риторика феминизма с экранов кинотеатров. И ведь очень правильная, эта риторика, современным феминисткам следовало бы взять её на вооружение: никакого принижения мужского достоинства, никакого идиотично-лубочного противостояния мужского и женского – все острые социальные вопросы поданы тонко и иронично, но тем не менее не скатываясь в лозунговую стилистику; пример настоящей кинодипломатии.
Соответственно, если подобные вопросы поднимались, значит, они таки были актуальны? Но как же так, ведь и сексуальная революция уже почти как лет двадцать назад была, и кодекс Хейса в тысяча девятьсот шестьдесят четвёртом году отменили, соответственно, можно было показывать любовь между людьми разной национальности, и вообще восьмидесятые уже как бы… Тем не менее, проблема отношения к женщине как к личности интересной и способной себя реализовать в нашем мужском мире по-прежнему была актуальной – да что там говорить, даже сейчас не все могут смириться с тем, что женщина – вау! – сама себе на жизнь может зарабатывать! брать ответственность за собственное существование! да как такое быть-то вообще может! Так вот, а тридцать лет назад эта точка зрения была ещё более распространенной, чем сейчас. «Тутси» же является ещё одним доказательством тому, что мужской идеал о любовнице в постели, домохозяйки на кухне и отличной работнице на, собственно, работе – это невероятная утопия: и Дороти тому наиярчайший пример.
Вот и получается, что на деле лучшим проповедником идей феминизма может быть (или, наверное, в первую очередь) мужчина…
Собственно, если продолжать дальше размышлять над темой всевозможных общественных течений и меньшинств, то тут никак нельзя не упомянуть ту неловкую ситуацию, в которую попал Майкл, влюбившись в свою партнершу Джулию в то время, пока он находился в образе Дороти, что, конечно же, в какой-то момент наталкивает окружающих их людей на размышления о не совсем правильной для того времени ориентации Дороти…
Да, конечно, о толерантности в то время говорить не стоит: несмотря на признание существования гомосексуалистов обоих полов, открытые отстаивания ими собственных прав и даже наличие порно на соответствующую публику, гомосексуальность всё ещё считалась заболеванием – к ней можно было относиться без агрессии, как в самом фильме, но чтобы принимать… такое попросту было невозможным. Несмотря на то, что этот мотив по сравнению с основными идеями и сюжетом является мимолетным и проходным, тем не менее он вызвал острую реакцию у тех зрителей, которые не смогли отнестись к этому с юмором – что, в принципе, очень зря, так как этот сюжетный поворот не выходит за рамки общего спокойного тона комедии.

Подводя итоги, можно сказать следующее: «Тутси» не из тех фильмов, которые являются отправными точками мирового кинематографа, и популярность его возникла вовсе не по причине его серьезного вклада в киноискусство. Нет, просто «Тутси» - как старый весёлый друг; поймёт о тебе всё, но вместо того, чтобы лечить мозги и выдавливать из тебя сопли, рассмешит забавной и трогательной историей. И тебе с ним смешно, хорошо и расслаблено; в конце концов, иногда фильмы популярны просто потому, что они хорошие. Всё-таки кино – предельно близкое к человеку искусство. А человеку порой нужны хорошие добрые друзья, рассказывающие историю о незаурядном актёре, блестяще сыгравшего незаурядную женщину.



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 1 чел.



Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура