"МЕЧЕНОСЕЦ"
РЕЖИССЕР: Филипп Янковский ("Статский советник"); В РОЛЯХ: Артем Ткаченко, Чулпан Хаматова ("Страна глухих"), Леонид Громов, Алексей Жарков, Алексей Горбунов, Татьяна Лютаева; ЖАНР: триллер/драма/мелодрама; С ЧЕМ СРАВНИТЬ: в этом фильме собрано все лучшее, что только было в мировом кинематографе. Сюжет отдаленно напоминает "Прирожденных убийц", герой чем-то похож на Росомаху из "Людей Х", стиль "Меченосца" напомнит "Дневной Дозор", а немые сценынем заставят вспомнить лучшие моменты из "Бандитского Петербурга". Но в целом "Меченосца" нельзя сравнить ни с чем - он один такой! ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ: http://www.mechenosets.ru/; Россия, 2006 г. И не ждите, к этому фильму не будет традиционно разбитой по полочкам рецензии, в которой отдельно рассмотрен сюжет, отдельно команда, и особнячком идут критические замечания. Во-первых - потому, что замечаний здесь нет, и быть не может, ибо, скажу сразу, что фильм не укладывается в 10 баллов. Он в принципе выше любой оценки, он бесподобен и ни с чем не сравним. А во-вторых - потому, что писать стандартную рецензию на нестандартный фильм - просто стыдно. За день до премьеры я абсолютно случайно наткнулся на ролик новостей, в котором рассказывалось о премьере "Меченосца" в Москве. Мол, критики его разгромили в пух и прах, потому как фильм получился жутко кровавым и бессмысленным, что создатели слишком увлеклись спецэффектами и забыли о простых человеческих чувствах и, наконец, что в фильме отвратительно прописаны диалоги… Не верьте подобным высказываниям! Я не знаю, куда эти критики смотрели, но диалоги "Меченосцу" не нужны вовсе, потому как герои в нем понимают друг друга с полувзгляда, и на пятой минуте картины Вы научитесь делать то же самое, спецэффектов в нем в тысячу раз меньше, чем в пресловутых "Дозорах", а глубина фильма способна поразить тех, кто умеет смотреть вглубь, а не на поверхность. "Меченосец" - это фильм о большой и светлой любви, о том, как в этом холодном мире, наконец-то встретились два человека, рожденные друг для друга. Он о людях, которым нет места в этом мире, о тех, кто выше мелких проблем, криминальных разборок и бесконечных бизнес-планов. Вы видели "Волка" с Николсоном? Вот Вам пример похожего по тематике фильма - о людях, которые родились не в то время, а может быть и не в том мире. Саша с детства был не таким, как все, и дело было не только в его звериной силе, практически полной неуязвимости, или идеально остром мече, выдвигающемся из его ладони (поклонники Хью Джекмана - не волнуйтесь, Ваш любимый Логан-Росомаха по-прежнему неподражаем). Просто… Просто он не такой как все, и все тут. У него обострено чувство справедливости, он не может стерпеть обиду, или наблюдать, как страдают невиновные. Кто-то назовет его сумасшедшим, кто-то - чудовищем и убийцей, но оглядитесь вокруг, неужели в нашем мире можно жить как-то иначе, чем по звериным законам? В мире, где гибнут дети в Беслане, где целые страны охвачены огнем, так ли чудовищен Саша, который убивает просто ради того, чтобы его оставили в покое? Оглядитесь по вокруг, и если Вы не слепы, то, я уверен, Вы увидите людей, подобных ему. Тех, кто не вписывается в этот мир, кто рожден не для него. Только эти люди, в большинстве своем, тихо сносят унижения, ведь у них в руке нет меча, с одного взмаха перерубающего пополам лесовоз…. Он идет по жизни, мечтая только о том, чтобы ему позволили жить спокойно. Чтобы никто не охотился на него, будто на какое-то животное, чтобы в нем увидели человека. Еще в детстве он пытался отрубить себе руку, несущую смерть, чтобы исчез этот меч, сгинул в никуда, но все бесполезно - это божий дар, или это проклятье останется с ним до самой смерти. На Сашу идет охота - по его следу идет милиция, и вор в законе, сын которого избил Сашу, и которого он, в ответ, сделал инвалидом на всю жизнь. Он убегает и прячется, но не от того, что боится преследователей - он боится за них, ибо горе тому, кто сумеет его настигнуть. И на этом своем пути он встречает Катю (Чулпан Хаматова). Несчастная в браке, потерянная в жизни, она бросается в его объятия, видя в Саше спасителя от серости своей жизни. Ее муж не собирается так все оставить, и вот уже новый труп распластан на капоте машины… Охота продолжается… Прокатчики не рекомендуют фильм детям до 13-ти лет, и в этом они правы. Фильм жесток, а в сцене гибели авторитета Клима - и вообще волосы начинают шевелиться на затылке. Чем-то Саша напоминает Ганнибала Лектора - он тоже убийца, но убийца обаятельный и… справедливый. За весь фильм он не причинит вреда никому, кто был бы достоин которых, на мой взгляд, следовало бы убить, при чем долгой и мучительной смертью. Сразу понятно, что любовь главных героев обречена… Но так хочется верить в то, что они все же преодолеют все преграды и будут счастливы! Что злодеи умрут, идущий по следу Саши опер, вдруг, прозреет, и увидит в нем человека, и они навсегда будут вместе, до тех пор, пока смерть не разлучит их. Но фильм, каким бы фантастичным он не был, все же рассказывает о нашем мире, которому практически неведома справедливость… И напоследок скажу еще вот что: "Башни-близнецы" я смотрел равнодушно, не видя в экранных героях живых людей. Когда в "Титанике" тонул ДиКаприо, и вся женская часть зала тонула в слезах, я тоже лишь пожал плечами - ну тонет и тонет, и бог с ним. Но на "Меченосце" у меня на глаза наворачивались слезы, а когда экран потемнел и по нему побежали титры, у меня ушло несколько секунд на то, чтобы понять что я в кинозале, а не там, на берегу моря, рядом Сашей и Катей… Не смотря на ровное течение событий, не смотря на практически полное отсутствие диалогов, фильм захватывает почище иного блокбастера. А главная мысль фильма, высказанная Сашей в разговоре со священником еще долго будет звучать у Вас в голове. "Кажется, со мной Бог опоздал…" Еще раз повторюсь, для тех, кто сразу же заглядывает в конец статьи, ища там оценку фильма, "Меченосец" не укладывается в привычные 10 баллов, он выше любой оценки. Это шедевр, и простить его, значит потерять очень и очень многое.
Кирилл Кудряшов www.kosmos-nsk.narod.ru
|