|
| | |
Представьте, что должно получиться, если научно-фантастический фильм в стиле нео-нуара собирается снять находящийся на пике карьеры молодой Ридли Скотт, по мотивам романа талантливого амфитаминщика, строчащего под наркотой прикидывающиеся фантастикой бесчисленные повествования о пограничных состояних (Филип К. Дик), спецэффекты в этом фильме будет ставить легендарный Дуглас Трамбл (Douglas Trumbull), музыку напишет Вангелис, а в главных ролях будут харизматичный Харрисон Форд, красавица Шон Янг, Рутгер Хауэр и молодая Дэрил Ханна? Получится коммерческий провал и лавина критики в США. Что служит лишним свидетельством того, что ни коммерческий успех, ни рецензии критиков не стоит брать во внимание при оценке киноискусства.
"Blade Runner" один из последних представителей чистого искусства в кино - это когда внимание зрителя привлекается не поспешностью сюжета, а изысканной картинкой, так называемой атмосферой, объединяющей определенный стиль повествования, визуальный стиль, включая спецэффекты, качественную музыку и актерский ансамбль. Если к этому добавить философскую глубину и возможность зрителя размышлять над каждым эпизодом, не будучи у(отв)леченным следующим, то вы получите почти идеальное кинополотно. А если вы цените красивые кинополотна, то "Бегущий по лезвию" - это ваш фильм.
Что до идеи "Blade Runner", то она одновременно проста и неочевидна, как и все истинное - если в начале фильма Декарду требуется тест Войта-Кампфа для того, чтобы определить, человек ли Рейчел, то в конце для этого достаточно лишь двух вопросов. А больше, на самом деле, и не требуется. 9 из 10
P.S. Небольшая ремарка. Если до просмотра "Бегущего по лезвию" вы не прочли роман, послуживший основой фильму - "Мечтают ли андроиды об электроовцах" Филипа Дика, - то лучше и не читайте. Если вы решаете, какую версию фильма выбрать для первого просмотра, то точно не берите "The Final Cut". Я бы посоветовал оригинальную международную ("The International Cut"), как наиболее соблюдающую атмосферную нео-нуара и лучше объясняющую повороты сюжета. Хотя и у режиссерской версии ("The Director's Cut") и у неофициальной (наиболее полной) "The Electric Unicorn Cut" есть свои преимущства, но эти версии не столь атмосферны и, скорее, предназначены для фанатов "Blade Runner".
|
Я смотрел фильм как раз в финальной версии, потому что у Ридли Скотта было больше всего контроля над фильмом, и это скорее его собственное видение. И я его больше всего советую. Имхо: сцена с единорогом - это ностальгия по старым добрым временам, когда все не превратилось в киберпанк; нарратив (или, как я его называю, разжевывание) не подходит атмосфере фильма, хэппи-энд спускает ее в унитаз. |
По версиям - тут в спорах о том, какая лучшая, всегда будет "вкусовщина". Тем не менее, постараюсь объяснить свою рекомендацию. Я смотрел все версии фильма, читал книгу Дика и выбрал "продюсерскую" версию фильма из-за трех факторов: 1) Закадровый голос является характерной особенностью "фильм-нуар", в стилистике которого снят Блейдраннер. Кроме того, закадровый нарратив помогает "зрителям-новичкам" (тем, кто не особенно любит внимательно следить за сюжетом) разобраться в том, что происходит на экране; 2) Аллюзии на искусственную память Декарда (сон о единороге), а значит на то, что он "репликант", в киноверсиях Скотта считаю избыточными как в смысловом аспекте, так и противоречащими самому персонажу; 3) Сейчас принято ругать хэппи-энды и хвалить всякую чернуху, делать героев "амбивалетными" и циничными что, как по мне, сигнализирует о болезненных явлениях в современной культуре, где исчезает разница между красивым и уродливым, добром и злом и т.д. - собственно, исчезают эстетика и искусство как таковые. Потому я за хорошие концовки везде, где это допустимо. Плохие концовки бывают уместны, но, на мой взгляд, не в случае Блэйдраннера и не для массового зрителя при первом просмотре. "Обрезанные" версии Скотта без закадрового комментария я бы оставил для повторного просмотра для "эстетствующих" фанатов - тех, кому "зашла" первоначальная версия. Ну а фанатская версия, собравшая максимум отснятого материала, - это уже для хардкорных фанатов и для желающих поглазеть на голую Шон Янг ) |
Ясно. Согласен, скорее вкусовщина, и надо смотреть, кому именно советуешь фильм. Я думаю, есть много людей, как я, которые готовы пожертвовать понятностью сюжета и "лубочностью" в угоду атмосфере, неоднозначности, провоцированию фантазии. Не люблю теории про искуственное происхождение Декарда, потому что тогда возникают вопросы к сюжету, и вел он себя слишком про человечески. Я не думаю, что из сна про единорога сразу следует, что Декард - репликант (свою трактовку уже написал), если только сам Ридли Скотт не говорил про это в каком-нибудь интервью. Сам хэппи-энд по атмосфере идет вразрез с остальным фильмом, мол, не такой уж тут и киберпанк, смотрите, вон, луга, поля и травка зеленая. Я люблю концовки, которые естественным образом вытекают из остального фильма, будь они хорошие или плохие. С хэппи-эндом, имхо, не тот случай. Да и в финальной версии концовка не такая уж и "бэд", скорее уход в закат с открытым финалом. |
Да, Скотт об этом говорил в интервью - у них еще спор по этому поводу с Харрисоном Фордом был. Форд настаивал на том, что Деккард человек, а Скотт своими поздними версиями намекал, что репликант (добавленный Ридли сон о единороге похож на имплантированные воспоминания, поэтому Гафф, зная об этих воспоминаниях, как Деккард знал о воспоминаниях Рейчел, оставил бумажного единорога возле квартиры Деккарда). По концовке согласен в том, что контраст вышел слишком резкий. Нужно было продюсерам это как-то обыграть, сделать плавный переход между загаженным "киберпанковским" большим городом и "открытым миром" вне города - по мере того, как Деккард и Рейчел убегают на машине из Лос-Анджелеса, окружение должно было постепенно проясняться. Тогда ведь еще не было такого концепта, что произошла ядерная война и весь мир "в хлам", просто Скотт изобразил футуристический Лос-Анджелес в стиле нео-нуар. По сути, финал остался все равно открытый, поскольку герои убегают в никуда, но хэппи-энд в том, что не весь мир загажен, а есть альтернатива безнадеге вне перегруженного "большого города". |
| | |