С детства не любил подобные фильмы. Но только сейчас могу относительно обстоятельно пояснить почему. Мой организм как-то уж очень на них реагировал. И дело не столько в том что было очень сыкотно, скорее просто немного страшно и ..., а вот суть этого самого "и..." я понял как объяснить только недавно. Вы наверняка замечали, что во время опасности у вас резко повышается частота сердечных сокращений, поднимается давление, в крови бушуют гормоны(типо "научные статьи" обычно говорят про адреналин), обостряется восприятие, скорость реакции, обретается необычная ясность сознания и организм действует как бы сам(ну это в лучшем случае - действуете, а в худшем - вы застываете столбом и ничего сделать не можете, даже имея все выше перечисленные признаки).Так вот - это вполне природный механизм, корнями уходящий к инстинктам(тем самым, что на протяжении миллиардов лет спасали вашим предкам жизнь, и в итоге позволили появиться на свет вам).Называется он - "Дерись или Беги".Причём чаще всего работает он в варианте подрался и тут же убежал, ибо на "подрался" экстренно(ведь в природе всё происходит вдруг и внезапно) мобилизуются все ресурсы организма и если остаться на месте разборок, то велик риск появления сородичей или иных хищников, желающих взять реванш, а ты уже ослаблен дракой и твои шансы стремительно падают.Застывание - тоже природный механизм - это режим экстренной маскировки, но следом за ним Обязательно происходит действие - драка и/или побег, в любом случае происходит мобилизация всех ресурсов организма и Действие! В социальном обществе некоторые аспекты меняются, ибо добавляются многие дополнительные параметры, которые не просто учесть(в виде спрятавшихся поблизости соратников, наличия оружия, статуса, и т.д.), но при близких массо-габаритных характеристиках побеждает именно самый Активный, часто даже не являющийся самым сильным. Так вот, время, затрачиваемое на бой и побег вместе - чаще всего не превышает 10 минут, вполне достаточных для решения вопроса жизни одного из участников. А время большинства фильмов - 100 минут! Вы 10 раз подряд без отдыха и восстановления сил переживаете смертельный стресс. Ваш организм испытывает колоссальный стресс, при этом не имеющий выхода в физических действиях, таких естественных для ситуации опасности.И вашему организму не важно - естественной опасности или мнимой, если сигнал "опасность" получен от психики, то включается механизм экстренного выживания:дерись или беги. Естественно - это всё работает только в случае получения сигнала "Опасность" от психики. Но вы не раз могли наблюдать как ваши дети(да и взрослые зачастую тоже), к примеру играя на приставке(например денди), в особо динамичные моменты начинают водить или резко дёргать джойстиком(из-за чего оные чаще всего и ломаются).Или как смотря резко динамичный фильм человек(вы сами или любой другой) совершает судорожные движения(в чём-то подобные отбиванию такта или хлопкам в ладоши или щелчкам пальцами во время прослушивания динамичной музыки), например качая коленями/ногами навстречу и обратно друг другу или сгибая/разгибая суставы.Или как смотрящий резко панически дёргается, когда вы подошли к нему не особо заметно. Но это лишь самые заметные признаки. А бывает, что человек выглядит весьма спокойным во время просмотра, и даже засыпает под "мега ужасные зверства/моменты" - это немного более лёгкий случай.Тщательно контролируемая человеком психика не посылает сигнал "опасность", но подсознание вполне себе ловит все оной опасности признаки - в виде зрительных и звуковых сигналов, но остальные органы чувств(обоняние, осязание, вкус - например крови на губах или во рту) сигналов опасности не подают - ибо не задействованы в просмотре, и тут-то и возникает конфликт и перегрузка, а как следствие зашуганное подсознание на пару с организмом вырубают перегруженное сознание.Но поток-то данных идёт, причём прямо в то самое остающееся бодрствовать подсознание(это тоже естественный процесс - охранный процесс на случай если во время сна вас пытаются атаковать, чтоб вы могли проснуться и убежать, бо во время сна большинство органов расслабленно и на толковую драку ресурсов может не хватить), которое, как известно, воспринимает всё не столь в виде логики и рассуждений, сколь в виде образов-эмоций-реакций, причём в отсутствии зрительных образов(80 обрабатываемой информации)в виде образов звуковых(примерно 17 при бодрствовании/наличии видео, а во сне вероятно те же 80 потока), и защита организма логикой сознания находится в спящем режиме. А потом ещё люди удивляются - и почему я так плохо сплю, почему нервишки шалят, почему здоровья и сил не хватает, почему уснуть не могу, почему кошмары мучают? Почему дети слабые растут, почему не адекватные все кругом, почему такие нервные и агрессивные?Ведь вроде целыми днями в домашнем спокойствии и уюте телевизор смотрят, за компьютером или на приставке играют.А нервные такие...чё-то... Кино мы обычно смотрим/в игры за компьютером играем в удобных условиях и активных действий, а через них и столь необходимой для нервных процессов физической разрядки не совершаем.Отсюда и стрессы, болезни типо всяких невралгий и прочая гадость. В том-то и дело, что с таким пассивным "отдыхом" никакого уюта и спокойствия не получается, лишь сплошная нервная, а через неё и физическая нагрузка/перегрузка.А лучший пассивный отдых - здоровый сон в удобных и безопасных условиях.Но это вы и без меня знаете...Ведь знаете?Правда?Да? Естественно, если фильм слабый(глупый, не логичный, даже внешне не реалистичный, пожадничали на видео/звуковые эффекты), то и столь сильного эффекта/воздействия не получается. Но эффект всё равно имеется.Например организм начинает игнорировать зрительные и звуковые сигналы опасности, а в условиях города, где воздух почти везде воняет одинаково, да у всех насморк хронический, в ушах зачастую наушники(чтоб о чужих проблемах постоянно не слушать разговоры случайных прохожих), тело почти полностью закрыто одеждой и осязание минимально, а вкус так вообще недоразвит от постоянно напичканной химическими заменителями еды, да и зрение не у всех даже близко к хорошему(а часто далеко от идеального), сие может быть смертельно опасно.Постоянно слышишь - даже не заметил как:машина выехала, сбила, гопники подкрались, чё-то упало на голову и т.д. Сей же фильм на эффекты, что держат в напряжении всего фильма, - богат. Звуковое сопровождение тоже не отстаёт.Музыка сочетает и расслабленность мелодики и силу динамики одновременно, создавая должный эффект присутствия и грузя весьма. Различных свистелок-перделок-мигалок - огромная масса. Пугает, гремит, моргает со всех сторон. Снято технически круто. Сюжет. А вот на этом все голливудские фильмы и прокалываются... Фантастика с претензией на научность - это вам не мистика какая-нибудь.Все события на неведомую мистическую хрень непостижимую и загадочную не спишешь.Посему всё максимально упрощено - чтоб объяснять не надо было. Мораль! Тут у Голливуда обычно вообще проблемы.С яркими и интересными героямихарактерами обычно аналогично как и с моралью - злые Злодеи, гениальные Гении и геройские Герои.Поэтому всё максимально упрощенно - чтобы зрители не запутались за кого сопереживать надо: 1)за героиню, что, надо отдать ей должное - не так уж и плоха(зачатки человечности имеются), хоть она и тянет одеяло постоянно на себя, истерически повизгивая да покрикивая, мешая командиру выполнять свои обязанности, нарушая всякую субординацию высказыванием своего личного мнения(которое тут же должно стать общим) и отдавая приказы поверх головы командира, нарушая строй и ломясь куда ни попадя(ради в принципе абсолютно чужой ей девочки), а также чуть не угробив ценную для выживания группы технику.Хотя идея решить проблему пришельцев/чужих раз и навсегда бахнув по планетоиду ядерной бомбой, кажется максимально логичной(избежание не нужных жертв) и не характерной для таких фильмов, но 1 - она не удаётся, 2 - а вдруг пришельцы прилетят на Землю с миссией захвата, но они так и не изучены, как бороться с ними не известно... И спокойно заявляющая маленькой девочке, что мол монстры существуют, её мама ошибалась, вместо объяснения, что чужие - не более чем крайне агрессивные хищники(ибо понятие монстр подразумевает полную беззащитность, а хищников можно и забороть/перестрелять). Короче, ведёт себя и действует как и положено кошерной еврейской бабе - всегда и везде главной Геройской Героине в соответствии с родными понятиями.А вы имели сомнения, кто главный герой? 2)за десантников, что не знают как ходить строем, что такое субординация, но безмерно круты длиннющими стволами пулемётов/автоматов/огнемётов(а если вы хоть немного понимаете в воинском ремесле, знаете законы физики, или хоть в страйкбол играли, то знаете, что со стволом длиннее пистолетного крайне неудобно и малоэффективно вести бой в условиях помещений/закрытого пространства, а бросать гранаты, стрелять из огнемёта или гранатомёта в узких коридорах - быть самоубийцей), а также тупостью, курением, подтягиваниями по 5 раз на перекладине, и худой мелкой бабой латиноской с немного рельефными бицепсами.Кстати, компьютер отрисовывает порядка 20 фамилий служивых десантников, а то и более, а в кадре бегают не более семи. 3)за робота, что производит впечатление самого умного из всех, но при этом режет пальцы, да и вообще какой-то никакой, хотя мне понравился.Но тут всё просто - ну не может Бишоп действовать как терминатор, иначе фильм получится про него, а не про героиню. 4)за корпорацию и её представителя("Кртер Берг - работаю на компанию, но, вы не думайте(! ваще не думайте! никогда! ), я хороший"), что злодейский злодей и полный моральный урод, но при этом занимающий высокий пост руководитель, отражающий деловые моральные принципы торгового общества(нужную полит. структуру подставить, например капитализм).Да сама корпорация как-то действует слабенько.Могли бы и на нормальный десант раскошелиться - как ни как перспективная многоприбыльная разработка. 5)за чужих - они же пришельцы, они же монстры, но при этом весьма чёткие ребята, и космический корабль у них свой есть, и жёсткая иерархическая структура подчинения, и о детишках своих заботятся, и самку защищают, прям пчёлки, только жутко агрессивные, да и не понятно как они в природе без людей вообще размножаются...Хотя как-то у них процесс не налажен - людишек для созревания в них эмбриона притаскивают, а позаботиться об охране - чтоб очнувшиеся не достали оружия и детишек то не уничтожили всех - не позаботились, странно глупо как-то. В общем - как-то тупенько получается всё в фильме. Хотя визуальная часть удалась. Однако для меня - главное в произведении - это смысл, а тут оного как бы и нет. И не столько страшно, сколько мерзко.А авторы только и делают, что всякую мерзость расковыривают, да показывают со всех сторон. Не люблю я ужастики - и в частности и как жанр. Глупо, тупо, не логично, не обоснованно, не морально, да и вообще как-то бесполезно. Сплошные визги, ахи, трахи, страхи, сплошные эмоции и эффекты, а толку и пользы - ноль. И не учат ни чему - совсем. Разве что внушают в подсознание всякую хрень - уж в чём, в чем, а в этом свою функцию выполняю на ура.Типичные герои типично побеждают.И к характерному типажу крепится характерный смысл - мы победители, мы всех победим, а кто мы - любой, у кого глаза есть, и сам поймёт - морально-расовые признаки прошивки на лицо(или на лице, если точнее). В общем - таково моё отношение к большинству образчиков жанра.Часто - мерзко и глупо, перегружает и напрягает. Если конкретно - то к серии "Чужие", "Хищник", "Терминатор"(а вот "Робокоп" вполне себе катил, хоть и с большой натяжкой, за техническую научность).Так же не любил многочисленные подобные им поделки, пожалуй как и всё из жанра ужасов - типо молодёжного и популярного, а по факту откровенно глупого. Пусто и бесполезно(по крайней мере для зрителя). Так было с детства и так есть сейчас.
С уважением Wild_Russian (Харьков-Севастополь). 2011
|