Хочется выразить свое мнение о фильме. Тони Кэй создал неоднозначное произведение, имеющее как сильные стороны, так и серьезные изъяны. В пользу фильма прежде всего говорит его жизненность, актуальность. Реалистично показаны будни неонацистской группировки, прекрасно выписаны главные герои. Режиссер честно пытается докопаться до корней национализма, понять мотивы поведения членов банды. Он видит в них не только врагов общественного порядка и морали, но прежде всего людей. Людей, может быть, заблуждающихся, обманутых или сознательно вставших на путь ненависти, но далеко не безликих карикатурных злодеев, как часто бывает в американском кино. Может быть поведение неонациста Дерека нельзя оправдать, но его хотя бы можно понять, что мастерски делает режиссер. Это честная позиция - нельзя упрощать проблему, нельзя бежать от нее, иначе она тебя рано или поздно настигнет. За психологизм, за попытку увидеть во враге человека создателям смело можно выразить благодарность: первая часть "Американской истории Х" не вызвала у меня никаких нареканий. Со второй частью, увы, все не было так хорошо. Фальшивой, неестественной мне показалась сцена перерождения Дерека. Может, в реальной жизни такое и могло случится, но показывать ТАК перелом во взглядах героя значит отрицать то, что пытался донести до зрителя режиссер в первой половине фильма. Дерек отошел от нацизма вовсе не потому, что устыдился своих прежних взглядов; не потому, что понял, куда ведет путь ненависти и ксенофобии. На путь истинный, оказывается, его толкнуло то, что в тюрьме он попал к "неправильным" неофашистам, которые совсем не следуют своим старым идеалам. Этим, видимо, они и дискредитировали себя в глазах Дерека. В голову невольно закрадывается крамольная мысль: а что если бы Дерек попал к "правильным" фашистам, которые не заключают сомнительных сделок с неграми, латиноамериканцами и прочими врагами по крови? Смог бы он отказаться от такой жизни? Еще раз усвоим: Дерек изменился не благодаря своему раскаянию, не потому, что задумался над теми бедами, что причинил семье - он стал другим только из-за "плохих" неонацистов. Этот посыл режиссера противоречит самой идее фильма - отсюда и смазанная концовка, где неясно, сможет ли Дерек остаться тем, кем он стал. В общем, еще раз повторюсь, очень неоднозначный фильм: 8/10. Из аналогов можно посоветовать "Столкновение" - он сделан куда лучше, как в смысле реализма, так и в смысле идеологии.
|