Главный герой – Нео. Он работает программистом в крупной фирме, по совместительству хакер, а также избранный, призванный избавить мир от компьютерной программы Матрицы. В силу последнего обстоятельства он попадает на корабль на воздушной подушке «Навуходоносор», на котором из двадцатого века переносится в двадцать второй; претерпевает жуткие трансформации в теле, призванные изменить его природу – сделать не совсем человеком, а существом, перешедшим из иллюзорного мира, управляемого Матрицей, в реальный. В качестве избранного он борется с агентами Матрицы и побеждает их.
Антагонистов у Нео двое: явный – агент Смит, и скрытый – учитель Морфиус.
Агент Смит – это представитель Матрицы, машина с искусственным интеллектом. Матрица была создана в двадцать первом веке как единое компьютерное сознание. Она поработила людей и стала выращивать их в пробирках для подзарядки биоэлектрической энергией своих представителей – машин вроде Смита. Матрица представляет собой мир грез: людям, живущим в пробирках в двадцать втором веке, кажется, будто они живут свободно и независимо в двадцатом веке. Нео – избранный, который должен победить Матрицу в лице агента Смита, чтобы освободить человечество от иллюзий. В начале фильма агент Смит захватывает Нео и пытается принудить его работать на себя, однако это у него не получается, поскольку экипаж «Навуходоносора» переманивает избранного на свою сторону. Агент Смит кажется непобедимым. Он заставляет Нео выворачиваться наизнанку, делать невозможное: летать в процессе драки, рукой останавливать пули. Нео одерживает над ним победу за счет того, что с разбега проникает внутрь его живота и пузырится по его телу.
Глава экипажа «Навуходоносора» Морфиус внешне заботится о Нео, хорошо к нему относится, дает ему философию о Матрице. Но, если посмотреть глубже, именно он создает для Нео критическую ситуацию, поскольку, обнаружив в нем избранного, активно перетягивает его из привычного мира двадцатого века на корабль «Навуходоносор», в ужасные условия двадцать второго века, после чего побуждает исполнять свою миссию. Причем Морфиус лжет Нео, путает его туманными формулировками – в общем, усложняет его жизнь до крайности. В начале фильма мы слышим обмен фразами между Тринити и неким другим членом экипажа, который говорит ей про Нео: «Мы обрекаем его на смерть – ты это понимаешь?» Другой член экипажа, Сайфер, тревожится за судьбу Нео, говорит ему: «Ты должен спасти мир. Это безумие какое-то, мне страшно». Такова реальность, но Морфиус сообщает Нео совсем другое: «Помни, я лишь предлагаю узнать правду, больше ничего». И Нео, поверив ему, соглашается покинуть привычный мир. В качестве объяснения Морфиус произносит многозначительные фразы: «Объясню, почему ты здесь. Потому что ты что-то понял. Ты не можешь выразить это, но ощущаешь. Ты всю жизнь ощущал, что мир не в порядке. Странная мысль, но ее не отогнать. Она как заноза в мозгу, она сводит с ума, не дает покоя. Это и привело тебя ко мне». Когда Нео понимает, что влип, он спрашивает у Морфиуса: «Я могу вернуться назад?», на что тот отвечает: «Нет. А если бы мог, то захотел бы?» Похоже, что Морфиус вообще не очень беспокоится за Нео. Во всяком случае, говорит ему по телефону: «Линия прослушивается, буду краток. Нас опередили, но противник недооценил твое значение. Знай они то, что знаю я, ты был бы мертв. Нео, ты – избранный. Может быть, ты искал меня не первый год, но я искал тебя всю жизнь». Этими словами Морфиус подставляет Нео, поскольку дает агентам Матрицы возможность узнать о том, что Нео – тот самый избранный, который призван уничтожить Матрицу.
Сюжет не развивается вокруг загадки. Очень загадочен первый акт и начало второго – что некий Морфиус хочет от Нео? – до тех пор пора тот не излагает Нео теорию о Матрице. На этом загадка исчерпывается, и остальная, большая часть фильма проходит без нее.
Фильм насыщен действиями, но и отвлеченных рассуждений в нем немало. Эти слова лишь кажутся глубокого, философского содержания. Они произносятся с очень многозначительным видом и большим пафосом, но по сути являются способом заполнения пустоты, не содержат смысловой нагрузки.
Нео долго готовят к посещению предсказательницы Пифии. Именно с ее слов Морфиус узнал о том, что Нео – избранный, поскольку в прошлой жизни, когда Матрица только появилась, он боролся с ней и частично одержал победу, освободив группу людей, а теперь он должен окончательно уничтожить ее. Что Пифия доносит до Нео с очень умным видом, когда он наконец появляется у нее дома? «Я бы предложила тебе сесть, но ты все равно откажешься. И не переживай из-за вазы. (После этих слов Нео роняет вазу). Сказала: не переживай, мои дети ее склеят. Думаю, тебе интереснее другое: разбил бы ты вазу, если бы я тебе не сказала? А ты очень занятный. Не зря ты ей нравишься. Тебе известно, почему Морфиус тебя привел. И что, как считаешь, ты и есть избранный? Видишь, что там написано? Это латынь: «Познай себя». Открою тебе одну тайну: быть избранным – все равно что влюбиться. Кто знает, что ты влюблен? Лишь ты один, чувствуешь это всей кожей. Что ж, дай-ка я на тебя посмотрю. Открой рот, скажи: «А». Ясно. Теперь надо сказать: «М-м-м». Очень интересно, но… Но ты ведь уже знаешь, что я скажу. (После этих слов Нео говорит, что он не избранный). Очень жаль. Дар у тебя есть, но, кажется, ты чего-то ждешь. Может, следующей жизни, кто знает. Бывает и так. Бедный Морфиус. Без него будет трудно. Он верит в тебя так слепо, что ради твоего спасения пожертвует своей жизнью. Тебе придется выбрать: на одной чаше весов будут его жизнь и смерть, на другой – твои, Нео. Кто-то умрет, он или ты. А кто – тебе решать. Главное, не верь всякой ерунде насчет фатума. Ты – хозяин своей жизни, запомни». Пафосно произнесенная речь провидицы не только бесполезна в плане развития сюжета, но и ошибочна: ни Нео, ни Морфиус впоследствии не умирают.
Рассуждения Морфиуса о Матрице еще более абстрактны и туманны, чем речь Пифии: «Матрица повсюду, она окружает нас. Даже сейчас она с нами рядом. Ты видишь ее, когда смотришь в окно или включаешь телевизор. Ты ощущаешь ее, когда работаешь, идешь в церковь, когда платишь налоги. Целый мирок, надвинутый на глаза, чтобы спрятать правду, что ты только раб, Нео. Как и все, ты с рождения в цепях, с рождения в тюрьме, которую не почуешь и не коснешься. В темнице для разума… Матрица – это симулятор. Моделируй что угодно – одежду, снаряжение, любые ситуации. Что хочешь, то и получишь… Ты выглядишь так, как привык себя видеть. Это ментальная проекция виртуального «я». Что есть реальность и как определить ее? Весь набор ощущений – зрительных, осязательных, обонятельных – это сигналы рецепторов, электрический импульс, воспринимаемый мозгом… Мир существует только в виде нейроинтерактивной модели, или Матрицы. Вы все живете в мире грез… Добро пожаловать в пустыню – реальность… Что такое Матрица? Диктат. Матрица – это мир грез, порожденный компьютером, чтобы подчинить нас. Сделать из нас всего лишь батарейки… Я должен извиниться. У нас закон – не освобождать взрослых людей. Это опасно. Рассудок цепляется за привычное… Пока Матрица существует, нам свободными не быть… Ты должен помнить, что большинство не готово принять реальность, а многие настолько отравлены и так безнадежно зависимы от системы, что будут драться за нее». Эти фразы производят эффект философской глубины. Зритель считает, что они очень умные, поскольку непонятные, но они лишь нагнетают атмосферу мудрости и таинственности.
Пример того, как можно раскрыть философию подобного содержания, дает К. Кастанеда в своих книгах. Дон Хуан выражает мысли, во многих аспектах совпадающие с идеями «Матрицы», но не расплывчато, а определенно и понятно: «Никакого мира в широком смысле не существует, а есть только описание мира, которое мы научились визуализировать и принимать как само собой разумеющееся»; «Реальность нашей повседневности состоит из бесконечного потока чувственных интерпретаций. Являясь членами группы лиц, использующих одно и то же описание мира, мы просто научились одинаково интерпретировать явления, воспринимаемые нашими органами чувств». Помимо сходства, между философией фильма «Матрица» и философией книг К. Кастанеды есть принципиальная разница: в «Матрице» теория об иллюзорности мира оставляет угнетающее ощущение – все мы, оказывается, рабы некой Матрицы, живем в мире грез, из которого необходимо выбираться в реальность. В книгах К. Кастанеды теория об иллюзорности мира используется доном Хуаном с целью научить Карлоса как можно лучше приспособиться к этому миру – не подавляться своими проблемами, а отпустить их, жить свободно. Такого человека, который умеет жить в иллюзорном мире, принимая его таким, какой он есть, не относясь к нему слишком серьезно, дон Хуан называет воином. Он называет основные принципы жизни воина: отбросить чувство собственной важности, практиковать контролируемую глупость, отказаться от привычных распорядков жизни, стереть личную историю, воспринимать собственную смерть как советчика. Дон Хуан учит Карлоса, что нужно принимать ответственность за свои поступки, ничего не отдавать на волю случая. Нужно сомневаться и размышлять до того, как принять какое-либо решение, а когда оно уже принято, действовать без опасений и колебаний. В учении дона Хуана все постулаты очень конкретны, однозначны и применимы к действию. В «Матрице» все запутано; глубина философии упущена, а дается лишь ее разорванный, искаженный вариант.
Восприятие героев не показано. В фильме утверждается, что человек не обладает свободой, а является рабом, управляемым компьютерной системой. Наверное, чтобы лишний раз подтвердить эту мысль, авторы создали машиноподобные образы героев. Все агенты Матрицы одинаковы. Понятно, что это скорее роботы, а не люди: у всех одинаково каменные лица, глаза за черными очками, бесстрастная речь. Отважные члены экипажа «Навуходоносора», борющиеся с Матрицей, – Нео, Морфиус, Тринити – также роботообразны, далеки от образов реальных людей. Они – лишь механизмы авторов, в которые заложена программа осуществления сюжетных линий. Какое там восприятие!
Образы героев недостоверны. Агенты Матрицы и предатель Сайфер – большие минусы, противостоящая им команда – олицетворение плюса. О достоверности образов речи идти не может.
Идея «Матрицы» сильно отличается от идеи книг К. Кастанеды, несмотря на то, что во время просмотра фильма не исчезает ощущение дежа-вю.
В книгах К. Кастанеды объясняется, что представляет собой мир – потоки световых волокон, которыми пронизано все вокруг. Живые существа – это крохотные пузырьки, прикрепленные к этим бесконечным струящимся нитям. Каждое из световых волокон представляет собой источник энергии неограниченной мощности. Человек – это шарообразное светящееся существо. Увидеть мир таким, какой он есть на самом деле, дано далеко не всем, а лишь избранным, магам. В «Матрице» эта теория показана визуально: мы наблюдаем на мониторах компьютеров бесконечные светящиеся нити цифр, которыми образованы люди; в одной из финальных сцен Нео, наконец-то поверивший в то, что он избранный, видит окружающее пространство как светящееся нити с прикрепленными к ним пузырьками, а агентов Матрицы – как округлые светящиеся объекты. Наглядно раскрыто положение о том, что светящиеся нити являются источниками энергии: показано, как образованные ими люди используются машинами Матрицы в качестве аккумуляторов питания; Морфиус сравнивает человека с батарейкой.
В книгах К. Кастанеды рассказывается, что маги могут управлять световыми волокнами, и за счет этого – материей, силой своей мысли. Они умеют передвигаться по воздуху не касаясь земли без применения техники (дон Хенаро, перелетающий с ветки на ветку большого дерева, дон Хуан и Карлос, прыгнувшие в пропасть), могут передвигаться по стенам перпендикулярно им (Лидия и Роза, бегающие по стенам своего дома с целью продемонстрировать Карлосу свое искусство). В «Матрице» члены экипажа «Навуходоносора» владеют теми же трюками: Нео и Морфиус летают в процессе учебного боя, Тринити бегает по стенам, Нео и Морфиус прыгают с небоскреба.
В книгах К. Кастанеды рассказывается о том, что дон Хуан долго искал избранного, чтобы сделать его своим учеником, и знаки указали ему на Карлоса. В «Матрице» Морфиус всю жизнь искал избранного Нео, и его поиски увенчались успехом.
В книгах К. Кастанеды рассказывается о том, что каждый человек имеет двойника, который называется дублем, и этот дубль умеет действовать одновременно с самим человеком как его «второе я», пока тот спит. Мы наблюдаем это на практике в «Матрице», когда члены экипажа «Навуходоносора» одновременно функционируют в двух телах, одно из которых находится в спящем состоянии, причем причинение вреда одному телу автоматически отражается на состоянии второго.
Книги К. Кастанеды учат человека способам эффективной адаптации к социуму. Фильм «Матрица» учит противоположному – пробудиться от иллюзорной жизни и покинуть ее. Нам дает такой пример Нео: сначала он бросает привычную жизнь в двадцатом веке ради обретения знания; затем, в развязке, он и вовсе покидает Землю, взмыв в воздух и полетев куда-то в небо. Идея фильма такова: «Поскольку ты – запрограммированный раб социума, пытайся покинуть его». Такой совет вряд ли поможет кому-нибудь как следует адаптироваться в жизни.
Куратор О.В., www.curator.tv
|