World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (50)
-связки


 Промо
-постеры (120)
-кадры (14)
-трейлеры (3)


 На сайтах
-afisha
-imdb
-kinopoisk
-mojo
-rottentomatoes


 Википедия
-википедия (ru)
-википедия (en)


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



вернуться на страницу фильма «Орудия смерти: Город костей» | вернуться на страницу комментариев



coffeelatte | СА?: 4 года 7 месяцев | отзывов 3, их сочли полезными 76 раз 2013.10.29

Произведения массовой культуры, ориентированные на подростков, принято считать банальными, плоскими, стереотипными и слишком сладенькими. Не станем спорить о вкусах. Интересно только, что эти фильмы и книги настолько нравятся самим подросткам во всех уголках света, что вызывают фанатские движения и приобретают огромную известность. В чем же секрет? Может быть, в этих сюжетах есть нечто, близкое подросткам, рассказывающее об их проблемах и дающее им сценарии для разрешения таких проблем? Если мы посмотрим внимательнее на сюжет фильма «Орудие смерти. Город костей», снятого, кстати, по очень популярной книге, то увидим в нем историю одной инициации.
Инициация – это переход человека из детства во взрослую жизнь. В примитивных племенах церемонии инициации сохранились по сей день. Подросток должен преодолеть некое испытание, после чего он признается взрослым. Существовали как мужские, так и женские инициации. Если этот, казалось бы, древний и не очень-то необходимый в современном мире обычай до сих пор собирает полные кинотеатры и кассы книжных магазинах, значит, в человеческой психике он действительно играет важную роль. Кроме того, все эти набившие оскомину битвы ангелов с демонами и вампирами, по всей видимости, тоже зачем-то нам всем нужны. Иначе как объяснить поразительное сходство сюжета с мотивами народных сказок?
В самом начале фильма дочь остается без матери. Чуть позже обнаруживается, что от матери юная Клэри унаследовала некую силу, и что мать ее уснула крепким сном, похожим на смерть. Когда мы видим мать на экране, она одета в белое, бледна и неподвижна, погружена в смертный сон. Все это напоминает сюжет русской сказки о Василисе Премудрой, которая тоже в начале сказки теряет мать, но обладает переданной матерью волшебной силой – материнским благословением, а еще волшебным помощником – куколкой. Мать Клэри оставила дочери и помощника – своего друга по имени Люк. Он оборотень, думается, что звериная сущность – это намек на то, что Люк – любовник матери Клэри. Но первое испытание, бой с волшебным ротвейлером, Клэри приходится пройти одной. В противоборстве с псом девушка выходит победительницей и обретает собственного волшебного помощника – парня по имени Джеймс. Волшебные собаки часто встречаются в мифах и легендах, но развивать этот мотив (как и множество других в этом фильме) мы не будем. Скажем только, что сказочные герои часто получают волшебные предметы именно после победы в поединке с неким сверхъестественным существом.
Волшебный помощник Джеймс ведет Клэри в гробницу, чтобы помочь ей обрести (или вернуть) волшебную силу. Оказывается, что пока героиня обрести волшебную силу не может, но Клэри и Джеймс получают ключ к дальнейшим действиям. Этот эпизод напоминает сказку «Иван-царевич и серый волк», где герой ищет волшебный предмет, кстати, чтобы помочь своему стареющему отцу вернуть молодость (наша героиня хочет помочь уснувшей матери проснуться). И в том, и в другом случае можно говорить о поиске источника жизни, о возвращении к жизни предка. За волшебным предметом герою приходится отправляться в иной, загробный мир: Клэри спускается в склеп на кладбище. Волшебный помощник, как и все волшебные вещи, принадлежит иному миру. Джеймс рассказывает Клэри о том, что все Сумеречные охотники, к которым принадлежит и он сам, похоронены здесь, и однажды он будет упокоен здесь же. Но помощник служит лишь проводником, дальше определенного рубежа он не идет. Серый волк провожает Ивана-царевича до стен, за которыми прячется замок. Джеймс тоже останавливается на определенной границе и говорит, что дальше ему идти нельзя. В результате испытания ни Иван-царевич, ни Клэри не получают того, за чем пришли, а получают ключ к следующему испытанию.
По сюжету фильма Клэри часто поступает нелогично, что можно списать на ее юность или импульсивность. Она не расспрашивает никого из других героев подробно о происходящем, хотя этим могла бы прояснить ситуацию гораздо быстрее. Сюжет явно запутан специально, чтобы было интересней. Клэри не успевает закончить разговор с магом Бэйном, который накладывал на нее заклятье забвения, из-за похищения своего друга. Но это не просто нестыковка, а еще одно сюжетообразующее испытание. Обретение силы и воспоминаний, путь в себя каждый должен пройти сам.
Встречу с магом Бэйном тоже можно рассматривать как испытание. Попасть к нему может не всякий. Мать Клэри принадлежит к владеющим тайной силой и приводила к Бэйну волшебницу-дочь, поэтому Бэйн соглашается поговорить с Клэри. Но кроме этого, ей приходится сменить одежду на ту, которую ей дают Сумеречные охотники. Напоминает это визит Ивана-царевича к Бабе-Яге, только вместо избушки красная дверь с глазком. Иван-царевич знает, что нужно сказать Бабе-Яге, исследователи фольклора считают, что имеется в виду знание, которое передается от старших в роду. Клэри тоже попадает к магу, считай, «по протекции» матери. Иван-царевич просит у Бабы-Яги то, что сделает его частью иного мира – вымыть его и дать ему еду иного мира. Клэри уже приходит в одежде иного мира. Без выполнения этих условий маг не стал бы разговаривать с героиней, а Бага-Яга съела бы Ивана-царевича.
Волшебный помощник Джеймс ведет героиню к месту следующего испытания, в логово вампиров. Волшебный предмет, который Клэри должна добыть в этом испытании – ее друг Саймон. Испытание одновременно становится инициацией Саймона, он претерпевает символическую смерть (мы видим его распятым на цепях) и воскрешение с новыми способностями – когда Саймон выздоравливает, ему больше не нужны очки.
Фильм «Орудия смерти. Город костей» первый в цикле, поэтому сюжет незавершенный. Способности главной героини полностью не раскрылись, а ее мать не очнулась от волшебного сна. Но, возможно, это и не входило в программу инициации? В пользу того, что инициация успешно пройдена, говорит многое. Клэри получает атрибуты взрослой: «крутую» одежду, бойфренда, уезжает на мотоцикле. Руны, которые герои рисуют на себе – это еще один «крутой» и взрослый атрибут, татуировки. Клэри тоже рисует на себе руны. Ее новый статус признают окружающие: она получает приглашение вступить в братство Сумеречных охотников. Эпизод с уборкой в доме тоже каким-то образом кажется мне связанным с взрослением, скорее всего, тем, что он ярко контрастирует с разгромом и битвами. В сценах детства Клэри не делает никакой домашней работы, домашней работой занята только ее мать. Можно сказать, что этот эпизод в конце говорит с одной стороны, о созидании вместо разрушения, с другой – о женщине как хранительнице очага. Женственность включает в себя не только роль хозяйки, но и роль возлюбленной – у Клэри появляется взаимная любовь, та же «крутая» черная одежда очень женственна и сексуальна, и Клэри принимает свое тело. Кроме того, она принимает и свою мать. «Я понимаю, почему ты так поступила, мама», - говорит героиня. Эти слова ставят ее на одну сторону с матерью.
Пара Клэри – Джеймс не только пара возлюбленный – возлюбленная, но еще и пара брат – сестра, что часто встречается в мифах разных народов. В современном обществе существует запрет инцеста, поэтому мотив обыгрывается, возлюбленных ложно называют братом и сестрой. Интересно, не тот же ли архаичный мотив кроется в латиноамериканских сериалах, где часто влюбленные подозревают, что они брат и сестра?
При простоте и местами даже нелогичности сюжета повествование захватывает обращением к архетипам и мотиву инициации практически в том же виде, в каком он дошел до наших дней в народных сказках. Времена меняются, герои получают новые лица, но проходят все те же вечные испытания.



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 0 чел.



Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура