Достойный фильм по мотивам одной из лучших (а у Стругацких вообще что-то можно делить на лучшее и худшее?...) книг у авторов. Ожидать от ленты точного следования букве источника, разжеванного плоско-линейного сюжета даже и не стоило, поскольку есть книги, которые являются в первую очередь источником мыслей и идей, а не четко сформированной мыслью и идеей. В этом была задача книги, и в этом же, как мне кажется, есть задача и самой картины по замыслу режиссера. Не объяснить то, что он понял для себя, а подтолкнуть поискать ответ самого зрителя на что-то индивидуально подмеченное в фильме, взглянуть "с изнанки", так сказать. Поэтому фильм должен больше ощущаться, а пониматься он будет уже потом, постепенно. В этом его ценность в плане содержания, "смысловой нагрузки", как это принято называть. Но есть у него еще и другая сторона - это произведение киноискусства как уникальный на сегодняшний день пример того, ЧТО (пока еще) можно показать, как можно воздействовать на зрителя языком сочетания света и тени, цветовой гаммы и ракурсов, голосом окружения и молчанием дождя в постоянной мгле. Редкий нынче пример таланта съемочной группы, а не программистов студии спецэффектов. За это он также достоин изрядной доли внимания, если уж сюжетная составляющая чем-то не угодила. Перефразирую Акиру Ямаоку - "Тишина тоже звук" - можно сказать, что здесь "Окружение - тоже актер". Причем - исполняющий главную, и лучшую роль. Поэтому, как ни крути, а все же этот фильм можно признать доказательством пока еще состоятельности российского кинематографа, рекомендовать к просмотру тем, кто готов смотреть "умное кино", заранее зная, что оно в равной степени может вызвать в конце как отторжение, так и восхищение. Кто знает, что главное - сила реакции, вызванной фильмом, а не то, желаемую ли заранее реакцию он у нас вызывает.
|