Второй фильм товарища Лопушанского, увиденный мною (первый - письма мёртвого человека, который я нашёл близким к гениальности). Сразу оговорюсь, я не читал оригинал, посему сказать насколько далеко автор отошёл от книги не могу. Можно ещё упомянуть, что "лавры Тарковского не дают покоя", но если этого не говорить, то фильм хуже не станет. А фильм весьма и весьма достоин внимания. Не буду качаться сюжета, во всяком случае его завязка не блещет оригинальностью ( уже в который раз приют для изгоев сверхчеловеков). Стоит отметить, что в фильме много символических моментов, которые, во всяком случае, с первого просмотра, не понятны, а за банальными "типа" философскими рассуждениями скрывается более глубокий и действительно серьезный слой. Короче говоря, фильм сложный. Но от его сложности не хочется взвыть "О боги, да когда же эта муть кончится! ", нет, тут другое, медитативные пейзажи полузатопленного города, в котором не светит солнце, но и практически нет темноты, недомолвки в разговорах, где-то знаковые надписи и т.д. На фоне отсутствия новомодных спецэффектов, произведение смотрится, как выдранное из того времени, когда фильмы снимались не ради кассовых сборов, и не как «наш ответ «той стране»», а что бы донести свои мысли до зрителя… Единственный серьёзный недостаток фильма – это игра детей (этим грешило и грешит огромное количество кинолент во все времена), за редчайшим исключением, они похожи не на страшно загадочных вундеркиндов, знающих то, что простым смертным знать не желательно, а на обколотых финазипамом больных аутизмом.
P.S. Отдельно порадовали медсёстры в конце фильма, особенно фразой «чего надо, то и колють», колоритны, и, увы, очень натуральны.
|