World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (23)
-связки


 Промо
-постеры (26)
-кадры (5)
-трейлеры (1)


 На сайтах
-afisha
-allmovie
-daum
-douban
-film.ru
-imdb
-kinopoisk
-mojo
-mtime
-naver
-rottentomatoes
-themoviedb


 Википедия
-википедия (ru)
-википедия (en)
-википедия (uk)


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



вернуться на страницу фильма «Сталкер» | вернуться на страницу комментариев



Raul | СА?: 3 года 10 месяцев | отзывов 26, их сочли полезными 34 раз 2007.11.08

С существованием Андрея Тарковского приходится считаться, как, например, с Африканским континентом. Я никогда не был в Африке, но карты свидетельствуют: она там есть, большая и дикая. Мне приходится верить, как и в то, что в Африке встречаются приятные места, а не один только раскаленный песок, загаженный ядовитыми тварями.
Перед тем, как заполучить диск классика, я спросил своего друга, который называет себя фанатом Тарковского и вообще очень умным киноведом, готовым хоть завтра снимать свое кино, если вдруг не наступит облом. Так вот, я спросил:
- Как ты относишься к Тарковскому?
Друг искривил губы, как умеют ценители и, задумчиво потирая небритый подбородок, устремил взгляд в потолок, где, видимо, должны вращаться тайные небесные сферы:
- Ну… - протянул друг, – Тарковский – это… да! Андрей Рублев – вообще...
- В смысле?
- Он в сотне лучших фильмов всех времен!
- И?
- Такое мог снять только Тарковский.
У меня аж под коленками затряслось. То есть, если я вдруг посмею не понять фильм Тарковского, меня сожгут, как еретика, на главной площади Мосфильма! Поэтому я не торопился. Усиленно морально созревал для общения с великим. Пока не решил: чушь все это! И включил «Сталкер».

***
«Не пытайся ничего понять! » - такова форма общения зрителя с любым видом искусства, о которой необходимо помнить, как о Windows must die. Понятны логические схемы, уравнения, «Трансформеры». Однако подлинное искусство не от мозга, а от сердца. Его можно только чувствовать, доверившись автору.
Да, чтобы посмотреть «Сталкера» (или любой другой фильм Тарковского) нужно иметь определенную кинематографическую подготовку. Сразу после Тарантино или Кустурицы вряд ли удастся принять неторопливый, как течение реки, темп повествования, плавную камеру, длинные сцены, горячо любимые режиссером (что особенно заметно в «Зеркале»). Тем ни менее, подготовка все равно не заменит сердца.
…Полная загадочных, необъяснимых аномалий территория зовется Зоной. Обнесенная забором от греха подальше, она тщательно охраняется. Поговаривают, будто в самом сердце Зоны находится комната, исполняющая желания….
Сталкер ни раз бывал в Зоне, за что уже отмотал срок. И все-таки она его тянет.
- Куда ты собрался?! Тебя опять посадят в тюрьму! – кричит герою Жена, которую играет Алиса Фрейндлих. Часто говорят, будто Фрейндлих – единственное недоразумение в фильме. Считаю, что так говорят заложники стереотипов. Фрейндлих остается в их памяти кикиморой из «Служебного романа». Но «в руках» Тарковского она вдруг становится невероятно живой, раскованной, сексуальной даже. Сколько эмоций выплескивается за секунды прощания со Сталкером! Нет, Фрейндлих – стопроцентное попадание. Ее игра вначале и в конце фильма - четко выверенные режиссером эмоциональные всплески, сверх откровение, создающее необходимое нервное напряжение у зрителя, ощущение исповедальности.
- …Тебя опять посадят в тюрьму! – кричит Жена.
- Господи, тюрьма… Да мне везде тюрьма, - отвечает ей (себе, нам?) Сталкер (Александр Кайдановский). Сегодня он ведет в зону двоих – Ученого-физика (Николай Гринько) и Писателя (Анатолий Солоницын).
- Вдохновение, профессор. Утерянное вдохновение иду выпрашивать, - вызывающе заявляет Писатель, говоря о Зоне. Поэт, прибывающий в творческом кризисе, – бывает ли более жалкое зрелище? А если и не поэт вовсе, а только искусный имитатор?
С Ученым история более загадочна. Побуждающие его мотивы до конца фильма неясны. Когда же его цели раскрываются – это, пожалуй, момент наибольшего саспенса «Сталкера». Неожиданность сменяется волнением. Самая напряженная сцена фильма, хотя на ее место и претендуют первые двадцать минут – проникновение в Зону.
На протяжении фильма (я не разделяю его на 1 и 2 серии) Сталкер ведет путников к чудесной комнате, на самом же деле позволяя героям обрести истинных себя, получить надежду. Не даром вначале фильма Писатель говорит:
- Сознание мое хочет вегетарианства во всем мире. А подсознание изнывает по куску мяса… - и значительно позже добавляет - А чего хочу я сам?
Зона помогает понять. В данном случае, Сталкер – как средство общения, посредник-переводчик между Зоной и ее ищущими «нелегалами». Никогда не думал, что Сталкер может быть именно таким, а не авантюрным героем, типа Индианы Джонса или Хана Солло, каким его себе представлял в детстве, читая «Пикник на обочине». Однако его истеричность, мягкость, безвольность – мнимые. Ведь сила, как подтверждает история – в слабости, о чем ни раз говорит сам Сталкер. Он будто ребенок Зоны. Чтобы не случилось, его тянет к ней, как к матери. С каким теплом он говорит о цветах, с каким удовольствием ложится в травы, вдыхает аромат земли, с какой настойчивостью защищает ее законы. Сбивчивые бормотания-уверения Сталкера, как детские признания – их нельзя равнодушно прослушать:
- Зона требует к себе уважения. Иначе она карает.
Под угрозой смерти, каждый из героев (Сталкер не в счет) проявляет свои истинные качества, обнажая натуру – какая есть. Выходит чудный диалог не только с самими собой, но и со смертью. Более того:
- В любой момент она (Зона) такова, какой мы сами ее сделали своим состоянием… Все, что здесь происходит, зависит не от зоны, от нас… (как в жизни, правда?)
Иными словами, ребята, если вы – гавно, всем нам здесь утонуть на месте. Пока не поздно, признайтесь себе в этом. Только так сможете очиститься и выжить. А смогут ли – рассказывает большая часть экранного времени. Все решится на пороге комнаты.
Правда, у самого Тарковского была иная трактовка идеи «Сталкера»:
- Для меня эта работа — выражение силы слабого человека, человека веры, человека высшего духа. Его действия могут быть непрактичными и абсурдными. Но непрактичность поступков для меня признак высокого духа. У него есть идея. Никакой зоны нет. Это просто он сам выдумал, чтобы взять двух-трёх несчастливых людей, отвести туда и внушить им идею какой-то надежды во имя счастья. Но, в конечном счёте, ни один из них не хочет войти в эту простую комнату…
Не уверен, что у Тарковской получилось именно так, как он говорит. Здесь можно спорить…
Картинку фильма я разделил бы на три условные части – на «до», «во время» и «после»…
Вначале фильма черно-белое, с оттенками коричневого изображение создает ощущение холода и тоски. Тяжесть обстановки чувствуется во всем, начиная от нарочно медленной, «подробной» в мелочах камеры и кончая Сталкером, неуютно умывающимся холодной водой. Сталкер бежит не от жены, не от Мартышки. Он бежит из этого чуждого ему мира, как бегут из него Ученый и Писатель, и мы вместе с ними.
Зона, неожиданно, встречает нас цветом. Туманное утро, буйная зелень… Такой приободряющий контраст. Самому хочется, вместе со Сталкером, окунуться в эту траву. Особенно после разрухи и грязи покинутого города.
Дав зрителю минутную передышку, режиссер и оператор вновь подключают нас к действию. Таинственная атмосфера Зоны начинает проявляться в разговоре о Дикобразе и врывается в наше сознание с заунывным собачьим воем. Ощущение покинутой людьми территории, опасности не покидает ни на секунду (как бы не уверял Тарковский, что ничего, на самом деле, нет). Зона в фильме – будто густой кустарник, в глубине которого, ты знаешь, скрывается хищник. Он следит за тобой, ожидая, когда ты расслабишься…
«Скелеты» сгоревшей военной техники, бросание гаек в «воронки», упоминание об опасности в разговорах… заброшенные строения, река… все это формирует образ Зоны.
Картинка «После» - собственно, Комната… Более живописного запустения и разрухи я не встречал. Сколотая плитка, брошенная мебель, лохмотья краски на стенах… Будто с экрана вот-вот повеет спертым, сырым воздухом и засочиться влага. Тарковский влюблен в воду, и неустанно признается ей в этом.
Как и вода, «Сталкер» - вне времени. Вне актуальности. Возможно даже, фильм для режиссеров, а не для зрителей (как определяют работы Мурнау, Бергмана, Феллини), но «Сталкер» нужно посмотреть хотя бы затем, чтобы понять, сколько, оказывается, хлама до него пересмотрено! И чтобы подготовить себя к «Андрею Рублеву». Интересно же все-таки, что он делает в сотне лучших фильмов мира?

© Raul Duke



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 1 чел.



Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура