«Корто́ Мальте́з» со странным, не поддавшимся моему (и, похоже, ничьему вообще) переводу подзаголовком «Ла кур секрет дес арканес» (La Cour secrète des Arcanes) я принялся пересматривать ради иллюстраций к воспоминаниям тувинского революционера Иннокентия Сафьянова. Но с этим не преуспел.
Монголию Эккендей не знал и не любил, кроме как в юности, видимо, там не бывал, и вообще зимой 1918/9 г., в описываемое фильмом время, томился в колчаковском плену, в Красноярске. Корто, со своей стороны, до окрестностей Саян сильно не доехал. Захватив для китайских повстанцев колчаковский поезд с царским золотом, самого Колчака он так и не видел. Правда, пересекался с не менее любопытными историческими лицами: бароном Унгерном, атаманом Семёновым, Дамдином Сухэ-Батором (на картинке). Но их, в свою очередь, вообще не упоминает Сафьянов, несмотря на их роль в бушевавшей тогда в регионе гражданской войне.
Что до самого фильма, то по второму разу он мне показался довольно блёклым. Несмотря на множество боевых сцен, действие протекает медлительно, да и главный герой весьма уныл, как ни старается его расшевелить бодрячок Распутин. Фактически, это ряд иллюстраций, изображающих утрату ценности человеческой жизни в момент, когда пришли в движение тектонические плиты истории в пустынной стране между революционной Россией и революционным Китаем. Если это смотреть, то нужно иметь в виду, что настоящие события остались за кадром, а главный герой бродит, как среди ледяных торосов, лишь среди их отголосков, чуждый происходящему.
|