Стильный фильм про авантюры на Дальнем Востоке 1919 года, с хорошо замаскированным отсутствием глубины. Атмосферный, зрелищный. Посмотрите, хотя бы ради контраста и французской интонации.
Знакомый главному герою "капитан Распутин" - юркий метатель ножей и любитель джонок, - не должен ассоциироваться с Григорием Новых. Настоящий варвар, тип "сумасшедшего русского" западной культуры, алчущий дружбы, острых ощущений и денег впридачу, он оттеняет совершенно европейского джентельмена, давшего имя фильму.
Поэтичный (в духе Аполлинера и Гумилева) авантюрист-одиночка, мореман, загадочный не менее Монте-Кристо. Высокий и стройный, меланхоличный и молчаливый, светлоглазый брюнет с медальонными бакенбардами. Таким хотел бы смотреться Остап Бендер, но Корто Мальтез из другого теста.
Он - убийца и мастер в пиратской импровизации. От дворов Венеции и ширм Южного Китая неясная тоска и сделка с тайным обществом направляют его в Маньчжурию. Суть сделки: адрес возлюбленной в обмен на поезд с золотом Колчака.
Фильм выполнен на хорошем уровне. Графика сдержана и сурова, однако проработаны даже фигуры статистов. Активных участников много, многие имеют лица. индивидуальные повадки. Операторская работа создает кадру глубину и очень кинематографично играет со светом. Звук прекрасный. Музыка - эмоциональный фон, усталость от тревог пополам с мобилизованностью. Без единого мотива, который можно бы насвистеть.
Психология в лучших традициях жанра - недосказанность, обрывки чувств, укрытие за трескучей фразой. Скупые слезы, жертвы, благородство, цепь самоубийственных поступков людей, точно не могущих слезть с карусели, на которую им купили билет судьба и революция. Смертельно опасной карусели: "Корто Мальтез" не "Триган", не Lupin 3. Здесь оружие исполняет свое назначение.
Начинается пулеметный боевик сном среди летящих листьев и заканчивается весенним цветением - на какое-то время. Люди, яркие, колоритные, появляются, раскрывают душу и исчезают навсегда. Много сценок и зарисовок на 2-3 секунды. Риторические моменты коротки, без особой болтовни. Идут, как пометки на полях, не утомляя ни зрителя, ни Корто.
Сходство с аниме в сухом и жестоком, до равнодушия, отношении к человеческим смертям, и во внимании к исполнению мелочей, вроде паровозной винтовой сцепки или горящей иконы. На фоне того, что действие удалено от реальности на много-много лье.
Атаман Семенов - генерал Дикой дивизии, Колчак - барон и т.п. и т.д. Где Рим, где Крым... Все чисто выбриты, белые одежды Мальтезе чисты в любой ситуации. Вагоны, снаружи нормальные, внутри шире миноносца. И, разумеется, как только речь о казаках и России, начинается зима.
В первой половине морщился на ляпы и анахронизмы, потом перестал. Разговоры в стиле "новой волны", цитаты из Кольриджа и Томаса Мора, паровозный дымок бронепоездов, папахи, Сухэ-Батор, тайные общества, огонь по своим, снег, красивые театральные жесты, предсказания судьбы и смерть без предупреждения характеризуют похождения Корто с лучшей стороны.
Выходу этой картины был посвящен сюжет EuroNews.
|