Ну что ж, вторая часть второй части оказалась достойной своего провала. Довольно сильные построения "Предстояния", показывающие, скажем так, локальное описание "войны для человека", сменились рассуждениями о "войне для государства", и эти рассуждения вызывают закономерную неприязнь. Там, где автор оставляет своих героев наедине с творящимся вокруг и внутри них сюрреализмом и ужасом - всё чудесно, но стоит только автору взять, что называется, крупный план...
Крупный план на поверку оборачивается взглядом буржуа, мещанина XXI века, плохо знающего историю и слабо помнящего, что там когда-то было, и как оно закончилось. Он - может даже, бессознательно - экстаполирует себя сегодняшнего и своё понимание современности на те реалии, и генералитет оказывается кучкой спившихся карьеристов, советский народ - толпой, не сумевшей увильнуть от этой далёкой и никому не нужной заварушки, а военная машина Третьего рейха - серым ДОТом на холме. Ведь это же всё - наше, мирное и современное. Быдло в метро и ни во что не верящие нигилисты на улицах, начальство - сплошь самодуры, всякие чиновники и милиционеры, которым своя рубашка ближе к телу, а самое страшное, что можно вообразить - забетонированное пулемётное гнездо.
Значит, тогда и было точно так же. Черенки от лопат, бойня, непобедимый вермахт, который, раз победили, значит, там что-то само сломалось. А ведь и вправду ходили в бой безоружными, и Можайский десант вполне мог иметь место - в самые критические моменты, когда день решал всё. Ту войну назвали Великой не просто так - наверно, не найдется семьи, которую она бы не затронула. И добровольцы были, и герои, и - "коммунисты, два шага вперёд", и промышленность, которая, будучи эвакуирована за полгода на тысячи километров, сохранила работоспособность, и вообще, Великая отечественная война - это слишком сложное явление, с построением более-менее цельной картины которого Михалков, как выяснилось, не справился.
Заслуженный результат.
|