Я не буду спорить и доказывать свою точку зрения - опыт показывает, что стороны в подобного рода баталиях всё равно в итоге остаются при своём. Я хочу лишь выразить своё мнение и отдать некую дань этому фильму и всей трилогии в целом.
Итак. Для тех, кто не читал книги господина Толкиена, эта экранизация - просто дорожка в новый неизведанный волшебный мир, притягательный и манящий.
Признаю, что сама прочитала книги после просмотра фильма. Они были прочитаны и перечитаны. А потом перечитаны ещё раз. Не смею отрицать, что картина мира Средиземья в них ещё более полная, логичная, пугающе натуральная. Толкиен словно создавал Историю с начала сотворения времен, написал её с нуля. Он хотел сотворить мифологию, а итог получился скорее похож на реальность, нежели на фантастику.
И именно это качество, одну из самых важных, на мой взгляд, составляющих атмосферы бессмертного произведения, сумел воплотить Джексон в своей эпичной трилогии. Ведь фильм повествует о вымышленном мире, волшебном мире, мире фэнтези. Но при этом на самой по себе "волшебности" не делается особого акцента. Проблемы перед героями стоят вполне насущные, требующие качеств во всех временах и мирах неизменных - храбрости, мужества, дружбы, поддержки, великодушия. Перед нами за двенадцать часов разворачивается история длительностью больше года - история войны, борьбы свободных народов с захватчиком за право жить безопасно и независимо и самим выбирать свою судьбу. Да-да - именно за 12 часов - примерно столько длится полная режиссёрская версия, где не вырезаны эпизоды, дабы сократить зрителям срок заточения в кинозале. И уж если театральная версия радует, то режиссёрская приводит в восторг. Она преподносит нам новые, побочные сюжетные линии, добавляет логичности действию, приводит экранизацию в ещё большее соответствие с оригиналом.
Конечно, без камней в огород съёмочной группы тоже не обойдётся. Во-первых, в фильме немереное количество ляпов - мелких и не очень. Чего стоит только эпизод в первой части - бой с Лурцом, где Арагорн два раза подряд умудряется уронить меч, ни разу его при это не подняв. Или сцена побега Мерри и Пипина от урукхаев во второй части, где Пипин уворачивается от лошади с развязанными руками, а потом уже разрезает на этих самых руках верёвки. Не впечатлили некоторые голоса - честно озвучка женских персонажей (Арвен, Галадриэль, Эовин) больше понравилась в русском дублированном переводе, чем в оригинале. Именно голоса. После звонких девичьих голосов русских дублёров, голоса американок кажутся уж слишком низкими и грубоватыми. Хотя на вкус и цвет, как говорится... Некоторые сцены сняты куцо, оставляют ощущение неполноты, незаконченности, скомканности. Обидно по поводу некоторых упущенных эпизодов и полностью вырезанных из повествования героях. Правда в противном случае, фильм пришлось бы смотреть сутки...
Тем не менее, это мой единственный горячо любимый голливудский фильм. Он купил меня полностью, когда после перепросмотра я поняла, что ощущения от концовки совершенно совпадают с ощущениями от окончания книги. И пусть всё закончилось хорошо, финал не превратился в слащавый и банальный хеппи-энд. Через всю трилогию золотой нитью тянется грусть. Простая мысль о том, что всё когда-нибудь кончается. Эпохи меняются: наступает время людей. Всё, что было до этого, пышно и величественно увядает. Хранители вечной мудрости - бессмертные эльфы покидают этот край, уплывают навсегда с тем, чтобы не вернуться. Волшебство понемногу оставляет Средиземье. Слёзы, расставание, прощание и грусть...
Lay down, your sweet and weary head. Night is falling. You have come to journey’s end...
|