О, экранизации произведений Филипа Дика. Они всегда будоражат, привлекают внимание — и редко когда обходятся совсем без дискуссий по поводу их взаимоотношений с литературным источником. Они могут быть ближе к оригиналу идейно или эстетически, но в любом случае эти фильмы — не совсем то, что раскрывал в своих романах сам автор. Это и неудивительно, такова судьба любого фильма, основанного на двояких литературных произведениях, часть идейных проблем которых нельзя решить исключительно с помощью тупого следования сюжету.
Хотя вот рассказ, на котором основан фильм «Меняющие реальность», как раз именно из этой породы — но и он, тем не менее, оказался несколько не соотносимым с фильмом, и я сейчас объясню, почему.
Для начала, «Бюро корректировки» — это в первую очередь антиутопия с большой примесью социальной критики. То, чем был бы «1984», будь он рассказом и не сконцентрируйся он так на проблеме тоталитаризма. В фокусе этого рассказа — работа Бюро и их методы, то, как они контролируют человечество — что, в принципе, и должно быть в антиутопическом рассказе.
А о чём говорит фильм «Меняющие реальность»?
О любви.
Ну… да, о любви.
Нет, вы не подумайте, любовная линия была и в самом рассказе, и, более того, была одной из генеральных линий, но всё же автор в большей степени был сконцентрирован на антиутопической стороне своего произведения. В фильме же она сведена к минимуму: ну да, главного героя преследуют грустные дяди в шляпах, да, неловко зажимают его в кольцо… ну, в принципе, и всё. Мы ведь даже не знаем, как проходит стирка памяти у этих ребят — что они делают, когда обнуляют личность, как это выглядит со стороны… В фильме герои из Бюро много об этом говорят, но как-то ни разу и не демонстрируют.
В этом, в принципе, и заключается главный минус фильма: он не слишком-то похож на пугающую картину Матрицы, какой и должен быть. Ну посудите сами: все наши действия спланированы, нами управляют грустные дяди в костюмах, каждое наши действие написано заранее, мы не можем самостоятельно подумать и прожить собственную жизнь… Матрица как есть. Причем в таком виде она может быть даже более пугающей, ведь творят это не какие-то абстрактные машины, а почти такие же люди, как мы. Ну ок, не такие же, но тем не менее. В фильме же этот факт превратили из концепции мира в преграду для героя: всё, что делают эти персонажи, это преследуют главного героя и говорят ему «Ай-яй-яй». Вот и всё. Да, это пугает, но в итоге становится не большей преградой для отношений с симпатичной балериной, чем, предположим, давление родителей.
Но в остальном фильм достаточно приятен и ненавязчив. К чести режиссёра, вся символическая часть фильма (если под символом понимать прямые намёки) играет на другую сюжетную линию рассказа, а именно — Большой и Вечной любви. Это и помогает (по крайней мере, мне) относиться к минусам фильма более снисходительно: да, литературный источник говорит несколько о других проблемах, но фильм изначально позиционировал себя произведением с иной моралью и иной же историей, так что… бог с ним.
Тем более, что актёрский состав весьма очарователен, диалоги не глупее, чем бывает обычно в таких бестселлерах, а операторская работа весьма хороша. Если не воспринимать «Меняющих реальность» как экранизацию, то в целом — ну, нормальное такое кинцо про любовь. Ну да, антиутопическая сторона запорота безнадежно, но вон, у «V значит Вендетта» всё ещё печальнее с этим, потому что там-то братья Вачовски ещё пытались делать вид, что снимают экранизацию…
|