World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (67)
-связки


 Промо
-постеры (50)
-кадры (5)
-трейлеры (1)


 На сайтах
-afisha
-allcinema
-allmovie
-baike.baidu
-daum
-douban
-film.ru
-imdb
-kinopoisk
-metacritic
-mojo
-movieinsider
-mtime
-naver
-rottentomatoes
-themoviedb


 Википедия
-википедия (jp)
-википедия (ru)
-википедия (en)
-википедия (uk)


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



вернуться на страницу фильма «Догвилль» | вернуться на страницу комментариев



AlexanderAP | СА?: 1 год 9 месяцев | отзывов 3, их сочли полезными 5 раз 2008.10.18

А мне вот что увиделось...

Рецензия на фильм «Догвилль»

«...сила Моя совершается в немощи»
(2 Кор. 12:9)

«Догвилль» — это фильм-притча, и самое важное в нём —отношения людей друг с другом. Создатели фильма сознательно отказались от зрелищности, от дорогих костюмов и декораций. Им важно было оттенить смыслы, подчеркнуть идеи, заложенные в фильм. И им это удалось.
Про «Догвилль» («Собачий городок») можно говорить долго. Можно со скрупулёзно­стью психолога разбирать те или иные черты характера отдельных персонажей; можно пере­числять аллюзии, выявляя скрытый в них смысл; можно анализировать реплики горожан — но на мой взгляд, необходимо выделить главное то, что может послужить мощным толчком в постижении веры Христовой.
Грейс («grace», англ.—милость, милосердие; (Господня) благодать; святость, без­грешность, праведность) воистину явилась даром небес для жителей захолустного городка. Освоившись, она стала помогать всем им; и это было не только стремление стать своей, за этим стояло реальное желание преобразить если не души, то хотя бы отношения горожан, высветлить в них то, что можно. Поначалу Том солидарен с ней — ведь и он сам стремился к чему-то подобному, он хотел пробудить души сограждан, дав им наглядный пример; и — вот он...
И кажется, что Грейс удаётся задуманное. Она находит контакт со всеми горожанами; её, поначалу принятую из жалости и определённую на никому не нужную (как казалось) дея­тельность, считают теперьпочти своей. Но тут начинаются проблемы. Первая, очевидная — это объявления о розыске, размещённые полицией. Оказывается, Грейс опасна. А кому захо­чется жить рядом с опасностью? Кроме того, искреннее служение Грейс догвилльцам начина­ет кого-то из них раздражать, кого-то — просто соблазнять на грех.
Начинается травля. Грейс проделывает в умах и сердцах горожан обратный путь и ста­новится уже не просто чужой, а рабыней, средством удовлетворения потребностей. Даже Том, несмотря на зарождавшееся между ним и Грейс серьёзное, глубокое чувство, предаёт её самым банальным образом.
Почему это всё происходит? Думаю, причина кроется в том, что до появления Грейс до­гвилльцы жили жизнью пусть и серой, но, в общем, удовлетворявшей их. Привычное течение будней топило в своём сером потоке любые желания что-то улучшить и покрывало своим мутным потоком все недостатки горожан... Грейс явилась своего рода «лучом света в тёмном царстве», показав, что можно жить лучше — но для этого требуется изменение себя, само­отдача. Оказалось, что не всё так благополучно в Догвилле — луч благодати (grace) выявил в этом чулане скопившуюся пыль и грязь...
Грейс здесь, конечно, с оговорками, является образом Христа и христианства. Христа люди в своей жизни тоже часто поначалу принимают с некоторым недоверием и опаской: ну что ж — посмотрим, что это нам даст. Но только пусть христианство знает своё место! (Ко­нечно, есть масса отрадных исключений, но часто бывает именно так... Особенно хорошо это заметно на примере не отдельных личностей, а человеческих коллективов). Христа и его веру начинают использовать, потреблять: чтобы урожай был лучше, чтобы дети росли воспитан­ными, чтобы за больными кто-то ухаживал, и т.д. Но вот реальное преображение своей души — покаяние, разворот её — увольте, это нам не надо! .. И христианство из благой вести о Спасителе превращают в моральный кодекс (это в самом лучшем случае), затыкая рот Само­му Спасителю и делая из Него средство для удовлетворения потребностей. Ведь каяться, ме­няться — это так тяжело... А Он (удивительно! ) не сопротивляется — точнее, действует лишь голосом совести, но не принуждением силой...
Увы, на такую позицию потребителя встаёт и сам Том. Он предаёт Грейс — и это преда­тельство гораздо больше походит на сознательное отвержение Христа Иудой, чем на малодушное отречение Петра с последующим покаянием.
Развязка трагична. В ней обнажаются другие идеи — тоже весьма значимые и актуаль­ные не только для догвилльцев. Папаша Грейс, главарь гангстеров, предлагает ей власть — ведь это — возможность совершенно реально повлиять на судьбы конкретных людей. Конечно, при этом они лишаются некоторой свободы самоопределения — но ведь это для их же блага! Сцена чем-то напоминает своими идейным наполнением притчу о Великом Инквизиторе из «Братьев Карамазовых»...
И Грейс, поначалу преодолев искушение силой и властью, увидев в призрачном, лжи­вом и лукавом свете луны все пороки горожан — ломается! Она уже не то что хочет их ис­править — даже силой и властью страха — она жаждет наказания! И суд совершается, причём с такой жестокостью, на какое способно лишь сердце неравнодушное. Говорят, от лю­бви до ненависти—один шаг. И если дать лукавому извратить себя — совершится полный разворот, на все 180 градусов. Это подобно обращению апостола Павла — только полностью противоположно.
Здесь, опять же, более чем уместно вспомнить об отношении к нам Бога — ведь отно­шение людей к Богу мы уже кратко рассмотрели. Тут вспоминаются многочисленные еван­гельские (да и ветхозаветные) притчи о долготерпении, любви, милосердии... Встаёт перед глазами образы садовника, облагающего смоковницу навозом — вдруг ещё принесёт плод? Притча о виноградарях и другие, подобные места Священного Писания говорят нам, что Бог, в ответ на непослушание сынов человеческих, умаляется, делается слабым (кенозис) сходит на землю и отдаёт Себя людям. А люди Его пытаются использовать в своих целях, когда же это не получается — убивают. Но это — единственный путь, ведущий к воскресению — и ко спасению рода человеческого.
Спасение нельзя навязать силой — его можно только принять добровольным согласием и любовью. И Господь стоит у двери сердца каждого человека, стуча в неё — Он ждёт, когда Ему отворят. Он принимает все оскорбления и унижения со стороны людей — и ждёт покая­ния, готовый простить и облобызать самого последнего грешника...
«Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9) — таковы слова Спасителя. Не в огне и буре, а в веянии тихого ветра — Господь (см. 3 Цар. 19:12). И мы, подобно Ему, призваны действовать в первую очередь не огнём и мечом физическими — но огнём любви и мечом Слова Божия пробуждать в людях совесть. В себе это нужно совершать в первую очередь — тогда-то наш личный пример (о котором мечтал Том, а явила который — поначалу — Грейс) и возымеет своё действие.
И об этом нам всем нужно помнить — а фильм «Догвилль» служит хорошим напоми­нанием об этом. Для тех же, кто ещё только знакомится с верой Христовой, этот фильм в со­вокупности с грамотно проведённой беседой, может дать правильное представление о взаи­моотношениях Бога и человека.



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 0 чел.



Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура