Вы любите игру в ассоциации? Или, может быть, игры словами? Или просто азартные? Может, вы любите жизнь, которая, как известно, – игра?
Начало этой, попавшей в мой фокус истории, завязано именно на игре. Игре отнюдь не новой, но зато со смаком и размахом обыгранной: игре между добром и злом, между праведным и лживым, сложным и простым, любовью и похотью, смирением и гордыней.
Давным-давно, добрую тысячу лет тому назад, монах заключил сделку с мистером N. И даже не сделку – пари, выиграл его и получил бессмертие. Приз вскоре стал его проклятием, ибо вечная жизнь отрицает право на мирную жизнь в одном месте.
Так доктор Парнас стал скитальцем.
Помимо этого, вечная жизнь отрицает право влюбиться в смертного. Но сердцу не прикажешь – оно идет своим путем.
Так доктор Парнас заключил вторую сделку – в обмен на возможность быть с любимой он пообещал дьяволу душу своего первенца.
Мистер N. мастерски играет словами. Он одурачивает, водит за нос, он как кошка, прихлопывающая и отпускающая мышиный хвост: пока игрушка шевелится, интерес к ней не угасает. А бывший монах – довольно стойкая мышка. Хоть и почти потерявшая надежду.
И именно в этот момент «практически-отчаяния» возникает в долгой мрачной жизни Парнаса некто Незнакомец. Его появление отмечено двенадцатым основным арканом Таро - «Повешенным».
Толкование этой карты различно – она может обозначать и испытание, и познание тайны, и завершение Дела. Буквальная же ее интерпретация – насильственная смерть.
И вот Незнакомца, едва живого, извлекают из-под моста, где он преспокойненько болтается в петле, молодые актеры труппы «Воображариума» – дочь Парнаса Валентина и ее друг Антон. Незнакомец, себя не помнящий, с легкой руки Сливки (так зовет дочку доктор) получает имя Джордж, впоследствии вспоминает и свое настоящее – Тони.
Он очарователен, он слегка лукав, он взрослый, он так отличается от неопытного и неуклюжего Антона, и он знает, как обольстить женщину – для Сливки этого достаточно, чтобы почувствовать влюбленность. Антон злится, ревнует, расстраивается, начинает подозревать Тони в грязных делишках, благо тот, вспоминающий постепенно свое прошлое, не спешит о нем распространяться.
В фильме сплетаются истории, персонажи, Воображариум заглатывает людей, чтобы через какое-то время выплюнуть их обновленными и посвежевшими или, вполне возможно, уже полупереваренными (как, например, Салли). Он отправляет их в плавание по идиллическим рекам, приглашает в карамельную страну или в мир драгоценностей, позволяет карабкаться по лестницам прямо на небо, он показывает идеальную мечту. Он учит отделять плохое от хорошего, зерна от плевел, да только добро зачастую выглядит непритязательно или глупо, а вездесущий мистер Ник отравляет Воображариум притягательными пестрыми вывесками, предлагающими легкие удовольствия. И, вместо того, чтобы взобраться по лестнице с двухметровой высоты ступенями наверх, малодушный человек выбирает паб, который, заполучив жертву, немедленно взрывается, отправляя душу прямиком к дьяволу.
«Воображариум» построен на аллюзиях и ассоциациях, он обязывает к вдумчивому просмотру, к сбору и анализу мелких деталей и интересностей, заметных, малозаметных или буквально подсовываемых под нос зрителю, он, в каком-то смысле, похож на чашу, до краев наполненную метафорами. Чем больше их найдете и разгадаете, тем полнее смысл и задумка фильма раскроются для вас.
Удачного поиска!
|