Как заметил Шарль де Монталамбер, даже если вы не занимаетесь политикой, политика все равно занимается вами. Ну а если вы проявите пристальный интерес в ответ, вас вполне могут объявить врагом общества - "террористом", "боевиком" или "японским шпионом" - в зависимости от места, времени и основных политических идиом. Так и случилось сначала с дочерью Крэйвина, а затем и с ним самим. Для нее это началось как попытка обнародовать грязные дела корпорации, для него, как расследование преступления и месть за смерть близкого человека.
Снова мы видим развращенность власти, прибегающей к сомнительным услугам, покрывающей сомнительных же исполнителей таки услуг и использующей для всего этого универсальное и настолько же сомнительное оправдание - "государственная тайна" и "угроза государственной безопасности". Но, несмотря на общую мрачную атмосферу, фильм, в общем-то, оптимистичный. И могущественная корпорация (культивируемая лояльность к которой показана фальшивой ценностью), и покрывающее ее правительство представлены как сильные но уязвимые, боящиеся огласки эксцессы зла. Зло тут не является правилом, и допускается настолько, насколько сохраняется в тайне и не встречает противодействия.
Может быть, немного преувеличены оптимистичные настроения "Возмездия" относительно честных журналистов, которым стоит только дать материал для огласки и зло будет повержено или общества, которое примет сторону "отверженных", а не "государственных интересов", но это не так важно. Суть в том, что зло в фильме - это сознательно допускаемое или не замечаемое исключение и выбор, в действительности, делают не корпорации и правительства, если только вы сами не даете им сделать за вас выбор, выбор между добром и злом делает для себя каждый конкретный человек, элемент "серой массы", и даже один, сделав правильный выбор, может изменить многое. Если он конечно Крэйвин :-)
|