Я про два фильма сразу, чтобы не разбивать рецензию надвое.
«Алиса в стране чудес» выглядит так, словно режиссер снимал одно кино, а сценарист писал другое. Фирменный кладбищенский кавай от Бертона перемежается нудноватыми сентенциями о вере в себя. Наверное, этот фильм мог бы быть мрачней, логичней и ироничней, кабы не диснеевский формат. А так ни Богу свечка, ни черту кочерга. Все-таки диснеевские сценаристы - натуральные шпалоукладчики: любой фильм после них едет строго вперед. Конкретно "Алиса" похожа на передвижной цирк, который мог бы свернуть в вольные поля, но почему-то вместо этого уныло движется к финалу по чугунным рельсам прямолинейного сюжета. И только в окошках его, за пестрыми занавесками, дразняще мелькает что-то странное, веселое и жутковатое. Мне где-то попадалась полушуточная зрительская версия происходящего: мол, если бы это была не Страна Чудес, а страна мертвых на передержке между воплощениями, то вся невразумительная беготня обрела бы смысл, ибо Белая Королева с ее странным варевом малость напоминает некромантку, а рыжий Шляпник с горящими глазами, когда на него найдет, слегка демоничен. Как ни странно, в таком прочтении это кино внезапно обретало кое-какую стройность. Включая прощальную фразу Синей Гусеницы: «В следующей жизни! ». Ведь эта жизнь — в виде голубой бабочки — случилась в реальном мире Алисы?..
Так вот с «Алисой в Зазеркалье» в такие игры не поиграешь. Там не просто нет никаких интригующих подтекстов — их туда даже самому невозможно вчитать. Потому что на протяжении всего фильма Алиса разбирается с детскими травмами старых знакомцев. В формате хронопутешествий. А детские травмы у всех этих причудливых, жутковатых, веселых созданьиц… ну, как у людей. Обычные такие травмы, понятные, скучные даже. Нечудесатые. И вообще, внезапно выясняется, что Страна Чудес по большей части населена неимоверно правильными людьми. Викторианская Англия отдыхает. Забавный момент: вот как раз реальная Англия выглядит совершеннейшим дурдомом (иногда в прямом смысле) по сравнению с этим чинным Зазеркальем. Очень, очень диснеевское кино о временных парадоксах и семейных ценностях, поданных в лоб. А я-то надеялась, что Зазеркалье будет с китайским уклоном - раз уж в конце первого фильма Алиса уплыла сбывать опиум китайцам... простите, развивать семейный бизнес. Было бы непривычно и даже странно - но ведь эффекта странности и стоило здесь добиваться, разве нет?
|