Тут у меня наличествует сюжетный спойлер (хотя казалось бы, чего тут спойлерить?), так что остерегитесь, несмотревшие.
В фильме много удивительного и сочетания несочетаемого. Это навсегда останется авторским приёмом Дж. Кэмерона - использовать сплошную банальщину, и получать на выходе конфетку, у которой не только фантик яркий, но и начинка вкусная. А ещё только Кэмерону подвластно снимать фильмы-"одиночки", способные конкурировать с трилогиями и многологиями Лукаса, Джексона и Вербински.
Как это ни странно (а казалось, что вообще невозможно), но фильм можно смотреть детям. В нём, что опять же странно и девиантно для нынешнего голливудского тренда, нет особо изощрённой ругани, нет кровавого месилова, столь присущего баталиям "раса с пушками на расу без пушек" (ага, потому что применяют газенваген из соображений гуманности, если дословно цитировать, но тем не менее), вся технологическая база вполне понимаема, картинка - объеденье (о картинке ещё навосторгаюсь), и что самое приятное - совершенно неожиданно целомудренный лавсторий.
Синекожие желтоглазики так славно трутся носами, что Кэмерону сразу прощаешь всё, что в процессе просмотра может не понравиться.
Никакого шока, тарантиновского эпатажа (если опустить за скобки синекожесть, конечно же), разврата + банальный до корочки сюжет + весь набор мальчишеских мечтаний о приключениях, солдатах, инопланетянах, войнушках, динозаврах, путешествиях, империях, таинственых племенах с вождями и шаманами + крышесносная графика + Сигурни Уивер, похожая на нашу преподавательницу = фэмили-мувик на все времена.
В фабуле - наличие добра и зла в лучших традициях русских анродных сказок и голливудского стиля. Главгер - типичный Иванушка-дурачок со всеми вытекающими. Соответственно, главгероиня - натуральная Василиса Премудрая (и Прекрасная - но о прекрасности синекожих у всех свои представления, мне думается). Кощей Бессмертный вместо злата трясётся над взрывчаткой, а бессмертие его заключается в роботе-гандаме (Tengen Toppa Gurren Lagann как бы говорит нам "Смотрите меня! ").
Особо доставляет идея синхронизации человека и его синекожего аватара, кои нужны человекам, чтобы вводить в заблуждение местных синих жителей, смущать их умы помыслами безблагодатными и добывать с их местожительств некое полезное ископаемое, коие на Земле очень ценится - идея ТАК нова, особливо после снятого в 1995, как вы все помните, неон-дженесис-евангелиона с его синхронизацией незрелых мозгов на 26 серий, что я прям млею. (Кэмерон точно тайно сотрудничает с Гайнаксом! )
Тем не менее, воплощение этой идеи в графике - шикарно. Некоторые особо рьяные любители легенд об Атлантиде, Лемурии, Гиперборее и прочих восторженно впиваются в экран глазами (там зубы под веками, ага), и не желают отпускать эти парящие горы, головокружительные океанские панорамы, безграничные джунгли и такую мистическую флору и фауну, коия только у Л. Кэррола и встречается. Частично. (Особенно гигантские трусливые грибы порадовали, а так же пикирующие опята-вентиляторы).
А больше всего порадовал тот факт, что в кои-то веки, да у Кэмерона же - главгеры остались живы. ОБА! Хотя ради этого и пришлось выпилить подчистую всех прочих воинов добра и света, жаль только милейшую Мишель Родригез в роли девочки-лётчика с большой боевой вертолётиной. Но по крайней мере никакого "Титаника", за что спасибо Кэмерону опять же - такой истерической нервотрёпки вторично никому не пожелаешь.
В целом же, "Аватар" вполне достоин стать вторым самым кассовым фильмом планеты, в наступающей эре компьютерного кино (ой пафос-пафос). Но при всей его красоте, простоте, очевидности и затрагивании глубинных проблем среди всей этой банальщины (ведутся уже холивары о том, "что хотел сказать автор" по поводу глобального потепления, отношения к природе, расовой неприязни, нервического тика, перераспределения ресурсов и т. п., особо искушённые смогут увидеть в фильме и отголоски шедевральной "Улитки на склоне" братьев Стругацких.) - при всём при этом - фильм просто хорош. Но не шедеврален ни разу.
|