Осторожно спойлеры.
Рассмотрим "Аватар" с нескольких позиций:
1. Мир "Пандоры" с графической точки зрения. Конечно, в этом смысле мир выше всяких похвал. Пусть во время просмотра не все время создавалось ощущение 3д, но кино получилось очень зрелищным. Анимация на высоте, но чтобы назвать ее прорывом - язык не поворачивается, ибо она вполне сравнима с той же "Рождественской историей", которая вышла с "Аватаром" в один период. Хотя, хваленая технология формирования лиц 3д персонажей с помощью реальных актеров звучит многообещающе и рушит прогнозы относительно того, что актеры скоро станут не нужны. Порадовало то, что практически не заметны переходы от реальных вещей в "виртуальные", очень старательно проработана окружающая действительность - каждый листочек, каждое световое решение, лица, все-все на высоте. Не хочется долго рассуждать о графике, оценить ее задача каждого в отдельности, но тем не менее она получает 10/10. 2. Мир "Пандоры" с точки зрения дизайна. Тут, конечно, включается сугубо индивидуальное мнение... Поэтому: мне он показался приторным. Приторно ярким. Что мы имеем: светящиеся джунгли, джунгли превратившиеся в дно морское, обычную обстановку лаборатории. Глаз просто устает. Нет баланса в цвете, хотя нельзя не отметить, к примеру, сочетание синей кожи нави и красных, ярких украшений - очень удачно смотрится. А вот место расположения главного дерева... создает впечатление какого-то диско-клуба, вместо ощущения сакральности. Сразу мне вспоминается "Принцесса Мононоке" и какое у меня было особое ощущение от священного леса, которое создавалось непосредственно дизайнерским решением и подчеркивалось музыкой... Вообще дизайн мира видимо создавался во время главенствования тенденций миллениума, то есть дизайна характерного для конца 90-ых, начала 2000-х. Сейчас все уже отошли от такого цветового решения, и из-за этого "священный танец" смотрелся как повтор шоу на каком-нибудь МТВ. А летящие горы... огромные грибы, сине-фиолетования подсветка и многое другое напомнили мне локации мморпг "World of warcraft: Burning crusade", а именно локации расположенные в "Аутленде" - "Награнд", "Зангтопь" и "Террокар". В общем, дизайн заслуживает 9/10 - имхо. 3. Мир "Пандоры" с идейной точки зрения. Идеи пантеизма представленные с экологической точки зрения сейчас очень популярны (еще с конца 80-ых). Можно сказать - это последняя веха развития протекции "не нарушения экологического равновесия". Но, получилось как-то вяло. Может из-за не совсем адекватных действий военных, которые вместо эффективных и проверенных методов уничтожения "препятствий", начали творить несуразицу. А может из-за плохой попытки внести в мир экологического баланса коммерчески обоснованные идеи, будто даже киберпанка, в виде "нейронной сети". Или это незаконченная идея развития коллективного разума... Но в итоге смотрится, будто на мир, эволюционировавший обыкновенным образом до уровня индейцев, нацепили материально существующее дерево-богиню, способное подчинять себе всех и вся (о свободе речи быть не может). Остальные идеи, представленные в мире "Пандоры", отсыл к определенным событиям и ассоциациям или отсыл к зрелищности, то есть направлены опять же на коммерческий успех. Даже та же, при всех своих художественных недостатках, косяках, "Земная дева Арджуна" в идейном смысле смотрелась гораздо сильнее, где пропагандировались схожие идеи - все во всем, все связано со всем (между прочим основном постулат науки "Экология), что если продолжим в том же духе на будет "ата-та", но на примере нашего мира. В итоге: 7/10. 4. Техника. О ней долго говорить не буду. Она смотрится несуразно. То стекла у вертолетов пуленепробиваемые, то даже несчастные стрелы их запросто выбивают. Меха (ну, не знаю как еще обозвать эти боевые танки на ножках) выглядят смешно и еще лично мне они напомнили какого-нибудь робота из набора "Лего". Я не специалист в этой области, но приборы из далекого будущего зависящие от электро-магнитных аномалий выглядят неубедительно. Много технически наворотов с экранами, хотя их было проще поместить полностью в виртуальную реальность... и т. п. Вся техника, опять же, направлена не на реалистичную демонстрацию будущего, а на зрелищность. Все боевые операции направлены на зрелищность. Техника - 7/10. 5. Персонажи. Да-да, именно персонажи, назвать их личностями язык не поворачивается. Перейдем к главному "герою". Вроде бы нам сразу пытаются показать, что ему есть за что ненавидеть человеческое общество, есть причины предать человечество, но тем не менее он действует так, будто находится в компьютерной игрушке, в кибер-симуляторе мира или что-то такое. Тут хотелось мне упоминуть "Навсикаю из долины ветров", с которой как мне кажется у "Аватара" много аналогий и по всем она выигрывает. В манге ей, Навсикае, лесной народ, которые тоже жил в согласии с отравленным лесом, предложил присоединится и жить с ними, на что она отвечает: "Вы живете просто плывя по течению, когда я связанна с каждым отдельным живым существом. Я проживу эту жизнь в сумерках этого загрязненного мира". Да, она определенный тип героя, которые пытаются изменить этот мир, которые любят людей, в отличие от ГГ с его однобоким представлением и решениями, которые по сути совершенно ничего не изменяют. Ученые - типичные ученые мега-блокбастеров. Военные - типичные военные, за исключением героини Мишель Родригес - ее действия мне показались неадекватными и направленными... на что? Правильно, на зрелищность. Чтобы ГГ не сидел без дела, чтобы вертолеты красиво взрывались и у нас была бы какбе драма. В фильме нет психологизма, нет продуманности, в них не верится. Персонажи 7/10. 6. Еще кое-что о сюжете. Любовь была явно лишней и за уши притянутой. Хотя она явно вытекает из отсутствия психологизма и желания сделать фильм более коммерчески успешным. Она сработала, все правильно. Различные моменты без которых можно было обойтись, присутствуют тут из-за желания охватить как можно более широкую аудиторию чтобы что? Опять же правильно - срубить бабла. 7. Музыка. Тут даже сказать особо нечего. Обыкновенная музыка для голливудских мега-блокбастеров, которая везде добавляет пафоса. Особо выделить нельзя, за исключением, новой тенденции - популярные какие-то восточные мотивы с солирующим голосом или хором, поющим протяжную бессовестную композицию. Музыка 7/10.
В итоге, "Аватара" вполне заслуженно получает ранг хорошо разрекламированного, мега-бюджетного, коммерчески очень удачно рассчитанного, во всех смыслах, фильма, с оценкой у меня 8/10. То, что он нравится многим, то, что зритель закрывает на многое глаза, говорит о падении общего уровня запросов зрителя к фильму и поворот кино индустрии на дорогу проторенную компьютерными играми: главное чтобы была офигенная графика и чтобы зритель не успевал обратить внимание на сюжет.
|