фильм-размышление об искусстве в современном мире и о роли художника в исскустве. сюжет строится как биография героя. замкнутый мальчик Матис богатого отца-мецената любит рисовать. отец поддерживает его стремление, окружающие хвалят (во многом из-за влияния отца), а гость-художник дарит ему берет, который Матис будет постоянно носить.
жизненные трудности только усиливают его тягу к рисунку, а дружба с деревенским дурачком становятся его отдушиной.
он взрослеет, учится рисунку в художественной школе у разочаровавшегося в жизни преподавателя (того самого художника, рисунки которого никто, кроме его отца и не покупал), делает попытки найти себя в исскустве.
успешно женится на женщине, которая будет любить его, понимать и поддерживать долгие годы вперед во всех его безыспешных попытках стать знаменитым художником. у них растет дочь, которая вынуждена работать проституткой, потому что зарплата матери уходит на краски безработному отцу-художнику.
фильм многослоен и наполнен рефлексией Китано о месте художника и его взаимоотношениях со зрителем, исскуствоведами и самим собой. взаимоотношения со зрителями предельно просты: во всем фильме Матис встречает только одного человека, который искренне и глубоко его понимает, - деушку, что станет его женой. галерист, который украл его детские работы, а после выгодно продал, не считал их чем-то выдающимся, но он их таковыми сделал в глазах покупателя. и именно в этом заключается его работа, как он сам и признается.
повзрослев, Матис приходит уже к сыну галериста, который последовательно весь фильм критикует его работы, что, впрочем, не мешает их продавать. Матис выслушивает упреки во вторичности и советы попробовать что-то новое.
в название фильма не зря вынесен математический парадокс об Ахиллесе и черепахе, потому что некогда прекрасный Ахиллес, который любовался миром с незамутненным взглядом, присущим лишь детям и деревенским дурачкам, "выучившись" живописи у разочаровавшегося художника, чьи картины были никому не нужны, так и не смог догнать черепаху соврешенного искусства. он был во всем вторичен: от подражения Энди Уорхолу и Сидни Поллаку до многая фамилии, в т. ч. звучавшими в фильме. это его проклятие, стигма его имени Матис.
но дико и странно слышать упреки во вторичности, копировании и цитировании в эпоху пост-модерна.
однако, надо понимать, что публика уже давно исскуством не насладается. она его потребляет. "Вау-эффект", метко подмеченный Пелевиным, становится критерием оценки, которую ставит даже не толпа, но исскуствовед, как эксперт и лидер мнения.
лично мне был очень симпатичен Матис на протяжении всего фильма, начиная с его детского невинного взгляда и до конца, включая порой нелицеприятные моменты проявления его художественной натуры. это художник, который даже свою смерть обставит как перфоманс. к сожалению, по позаимствованной идее.
уличный торговец говорит, что между популярностью и талантом - большая разница. в погоне за первым, наш герой забывает об этом. его талант, его творческие идеи расходуются в пустоту.
но в конце фильма Матис обретает именно то, что нужно каждому художнику - любовь зрителей. пусть и одного. но зато самую искреннюю.
заведомо упреждая упреки в хэппи-энде, могу сказать, что Китано никогда не стремился сделать концовки счастливыми. думаю, что он дейтвительно посчитал нужным закончить все именно так.
из приятных мелочей отмечу, что фильм снят достаточно нетрадиционно, а именно с активным движением камеры и переключением передних и задних планов. Китано отошел от своей манеры долгих статичных сцен.
в сцене с туалетом, у Матиса вымогает деньги старый друг Китано Сусуму Тераджима, снявшийся до этого во множестве его фильмов.
в фильме используются картины самого Китано (как и в фильме "Фейрверк"), которые лично мне очень-очень нравятся.
|