|
| | |
Ошибкой было бы считать, что режиссер морализирует. Даже наоборот – настолько смакуются все грязные подробности, что приходит в голову подозрение – авторы фильма получают от всей этой грязи удовольствие и предлагают такое же удовольствие получить зрителю. Да, показываются жестокость и предательство, но представлены они как "избавление от иллюзий" и, в отличие от "оторвавшихся от жизни" школьных учителей, режиссер выступает как "учитель реальности", заставляющей героев взрослеть и становиться сильнее.
Собственно, само название уже довольно красноречиво – "Все умрут, а я останусь" в контексте показанного явный парафраз затасканного высказывания Ницше "что не убивает меня, то делает меня сильнее" (русский "эквивалент" афоризма хотя и грубее, но, на мой взгляд, точнее). В общем, все та же старая сказка о "сильной личности" и "социальной адаптации". Катя, потерпевшая крушение иллюзий и прошедшая катарсис "очистительных страданий", предстает сильным, обновленным и уже взрослым человеком, избавленным от иллюзий любви, доброты, дружбы, морали и прочих заблуждений слабых, глупых и инфантильных неудачников. Да, именно такого рода "инициацию" проходит героиня фильма.
Показанный в якобы беспристрастном, псевдодокументальном стиле, фильм претендует на объективную оценку тех ценностей, которые стоит осваивать подрастающему поколению. И это самое большое заблуждение, в котором, очевидно, пребывает и в которое вводит нас режиссер – вся так называемая "объективность" сводится к показу только грязных и отвратительных сторон жизни, как будто не бывает ни настоящей дружбы, ни любви, ни благородства, ни доброты и факт становится в фильме "фактом лишь постольку, поскольку он грязь". Всей своей повествовательной формой демонстрируя псевдообъективное и беспристрастное изображение "правды жизни", кино, на самом деле, апологетизирует эту "правду", представляя ее как некую единственную данность, реальность, с которой можно только смириться и сделать соответствующие выводы, то есть, максимально циничные. Почему "правда жизни" режиссера оказалась именно такой, это уже проблема личного опыта, но, если ты живешь в аду, не обязательно его рекламировать. 1/10
|
А что, в 14 лет бывает настоящая любовь? Не смешите. Конечно, показаное в фильме притянуто за уши, не поспоришь, но нельзя сказать, что это - не реальность. И на дискотеках школьники пьют и во дворах сосутся, и траву курят. Действительно, не всё так плохо. Но какие там иллюзии доброты и дружбы? Ну, дружбы, возможно, до первой неудавшейся любви, наверно. Вы говорите, что "если ты живешь в аду, не обязательно его рекламировать". Так вот, если вам повезло с идеальной школой, родителями, первой любовью в 14 лет - знаете, вы - счастливое исключение. Как сказал Стивен Кинг, точной цитаты уже не помню, а потому и кавычки ставить бессмысленно... Ты можешь быть счастлив в 8 или 28, но если кто-то говорит, что он был счастлив в 16 - он врёт. Не тот это возраст, 14-16 лет, когда жизни радуешься, а окружает тебя только любовь и теплота. Оно-то присутствует, но это не значит, что и алкоголя в подъездах не бывает. |
Бывает и хуже, чем это показано в фильме, бывает лучше. Проблема в том, что фильм очень "перекошен" в одну сторону – режиссер акцентирует внимание на негативных моментах и сужает реальность только к ним. Из контекста следует (поскольку ничего другого не показано), что именно такое восприятие жизни ведет к взрослению.
Катя, по-вашему, стала полноценным человеком? На мой взгляд, ее просто сломали - изуродовали, отсекли ей душу – целый пласт человеческих ценностей "выпал" из ее мировосприятия и получился какой-то монстр, холодный и циничный, что справедливо, поскольку таким, по версии режиссера, и является мир.
Мизантропия творческой личности? Изживание собственных пороков и самооправдание? Прекрасно, каждый имеет право на свою точку зрения. Только не нужно прятать личный взгляд за "объективностью", на самом деле занимаясь его апологией. Поэтому я и вернул акцент в так стыдливо лишенный субъекта оценки фильм – таким является мир режиссера. Мир, который режиссер считает нужным рекламировать. |
| | |