ФАБУЛА: 1814 год. Царское село. Специальная закрытая школа для детей российской интеллигенции. Царскосельский лицей, в стенах которого получили образование юноши, дела которых во многом определили судьбу России тех времен. Александр Горчаков, Иван Пущин, Константин Данзас, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Александр Пушкин – неразлучная команда друзей, которые вместе шалят, вместо пьют, и читают друг другу стихи. Кошмар, и в то же время любимцы большинства преподавателей Лицея. Фильм о них, и в то же время не о них. О нравах России того времени, о жизни в Лицее и вне его стен, и о таинственном убийце, прозванным Царскосельским душегубом, убивающем преимущественно молодых девушек, перерезающем им горло каким-то странным оружием, классифицировать которое не может ни криминалист, ни сыщик, ни бывалый солдат. У фильма две сюжетные линии, скользящие через всю картину то параллельно друг другу, то сплетшись в одну, то вновь расходясь в разные стороны. И вроде бы фильм о юношах из благородных семей – забавная, добрая драма. И вроде бы – триллер о поисках серийного убийцы… Точного определения и не дашь. КОМАНДА: На съемочной площадке собрались одни звезды. Как молодые и еще никому не известные, но безмерно талантливые, так и уже именитые, яркие, и не тускнеющие с годами. Александр Лыков, с блеском играющий благородного аристократа. Алексей гуськов, верный своей манере играть суровых, властных людей, в которых с первого же взгляда узнаешь злодеев и убийц, а потом убеждаешься в обратном. В "1814" Гуськов – новый директор Лицея – жесткий, прямолинейный, кажущийся свирепым и безжалостным, но на деле оказывающийся совершенно другим. За это преображение Гуськова можно тут же выдвигать на любые кинопремии! Федор Бондаручук, практически не узнаваемый в парике – яркий и запоминающийся. Но главная звезда фильма – Сергей Гармаш, для которого наконец-то нашлась НАСТОЯЩАЯ роль, позволившая его таланту раскрыться полностью. Его игра поражает и завораживает! О режиссере, до сего дня не засветившегося на большом экране, увы, сказать нечего – имя Александр Пуустумаа пока не говоририт никому и ничего. Но еще скажет! Его уже можно вписывать в историю, за один только этот фильм. РЕМАРКИ: Сказать, что фильм хорош, значило бы ничего не сказать. Он великолепен! Сочетая в себе добрый десяток жанров, "1814" умудряется избегать всех штампов и шаблонов. Почти два часа фильм держит зрителя в напряжении, едва ли не каждые 20 минут меняя метод этого удерживания. То умиляет и смешит юношескими выходками будущих декабристов, то заставляет гордиться Россией тех времен – времен, когда был взят Париж , и когда войска Александра I прошли через всю Европу, гоня прочь от своих границ французских солдат, когда слова "Сначала честь, и только потом счастье" были не только словами… А то и вовсе пугая жестокими сценами убийства, превращаясь в добротный триллер – из-за сцены смерти первой жертвы Душегуба "1814" смело можно ставить на одну полку с легендарным "Проколом" Браяна ДеПальмы. ОЦЕНКА: 10 баллов. Настоящее кино, которое, тем не менее, придется по вкусу не только истинным киноманам, но и большей части "среднестатистических" зрителей. www.kosmos-nsk.ru
|