С вашего позволения, мы сразу же перенесемся на 30-35 лет назад, когда во многих кинотеатрах России шел показ относительно нового фильма под названием «Гений дзюдо». Выходя из зала Пушкинского, еще не искушенный зарубежным кинематографом зритель, поддавался волне впечатлений, а по дороге домой во дворах и переулках замечал ребят, подражающих какому-то японскому Сансиро и неуклюже махающих ногами. Приятно осознавать, что фильм «Гений дзюдо» является неотъемлемой частью воспоминаний о юности десятков тысяч российских людей. Давайте же скорее вернемся в то время.
Кто-то может ошибиться, если предположит, что в то время кино было черно-белым обрубком по сравнению с сегодняшними фантастическими лентами, что в то время можно было ставить только примитивные документальные картины. Ваше право так думать, но что вы скажете, когда я вам расскажу историю фильма «Гений дзюдо», когда узнаете, что еще старичок Томита (практически никому не известный сегодня в России японский писатель) полвека назад приложил перо к этой работе, когда соприкоснетесь с мыслями Куросавы. Не думаю, что все так уж примитивно. Итак, 1943 год — начало истории культовой повести о Сансиро Сугате.
В 1943 году на прилавке книжного магазинчика в Токио появляется свеженапечатанный роман Томиты Цунэо «Сугата Сансиро» (роман написан на основе реальных событий и повествует об особенностях разных школ борьбы). В дверях магазинчика появляется 33-летний молодой человек и становится обладателем интересующей нас книги.Человека этого еще не знают в широких кругах, но именно эта купленная им книга приведет его к славе. Да, это Куросава Акира. Уже на следующий день молодой помощник режиссера полноправно становится режиссером.И 25 марта 1943 года измученные военной жизнью японцы имеют возможность получить хоть какое-то удовольствие от премьерного показа развлекательного фильма Куросавы. Так родился первый «Сугата Сансиро». К сожалению Куросавы, зритель остается голодным после его фильма. По этому поводу 3 мая 1945 года японский зритель внимательно наблюдает за продолжением повести о Сансиро Сугате под названием «Новая сага о дзюдо». Куросава сознается, что продолжение он снимать не хотел, и вторая картина была создана только по коммерческим соображениям. На этом путь Сансиро вроде бы заканчивается: Фудзита Сусуму уже не войдет в свой боевой образ гения дзюдо, в архивах кинокомпании «Тохо» где-то валяется запылившийся сценарий первой картины Куросавы. В нашей истории наступает добрых 10 лет тишины. Но вот наступает 1955 год. Режиссер Танако Сигэо заканчивает работу над фильмом «Сугата Сансиро». Данная картина также была создана по коммерческим соображениям, как и «Новая сага о дзюдо». Эта работа проплыла, оставшись незамеченной. И снова долгих 10 лет тишины. И снова на премьерный показ выходит фильм «Сугата Сансиро» («Гений дзюдо») по сценарию Куросавы, по повести Томиты Цунэо, но уже из-под рук Утикавы Сэйитиро. Но эту-то картину мы знаем, так как, в отличие от своих однофамильцев, она прошествовала по всему миру. Побывала и в России. Именно поэтому в архивах российского проката можно отыскать «Гения дзюдо» именно Утикавы Сэйитиро. История далеко не кончается, так как новый «Гений дзюдо» появится еще и в 1970 году, а потом еще и в 1977 году, но это уже просто какой-то беспредел, поэтому остановимся на интересующем нас четвертом дзюдоисте.
Сага Утикавы о Сансиро — действительно замечательная работа. И это немудрено. Стоит посмотреть хотя бы на тройку случайно выбранных актеров. Тут самые профессиональные и подходящие таланты: Мифунэ Тосиро, Като Дайскэ, Симура Такаси, Хидари Бокудзэн (этих я выбрал не случайно). К моменту выхода книги эти люди были еще даже не знакомы с Куросавой (разве можно себе такое представить?). Картина «Гений дзюдо» поставлена не Куросавой, но в фильме есть его черты, выращенные им актеры, его сценарий. Известность фильму придали еще и события. Дело в том, что к 1965 году японское кино уже вышло на мировой уровень, каждый новый фильм обсуждали миллионы людей и сотни самых знатных европейских критиков. Нельзя не отметить и технический прогресс, произошедший в кино за время между первым и четвертым Сансиро. Но самый большой прогресс произошел на музыкальном поприще. Я просто не ожидал такого психологического толчка в нужный момент от какого-то там старого черно-белого фильма, однако даже в черно-белой картине музыкальное сопровождение и звуковые эффекты порой действуют на зрителя сильнее, чем происходящие события.
Приступим к обязательному выводу. Культовое кино, снятое в Японии в 1965 году, обязанное своим появлением 1943 году, когда бушевали военные события, когда не позволялось снимать идейное кино. Этим можно сказать, что фильм коммерческий, так как к 65 году все запреты были, естественно, сняты. В фильме снимались самые знатные актеры, которые когда-либо присутствовали в фильмах Куросавы. В картине представлены самые реальные бои между представителями школ дзюдо, джиу-джитсу и каратэ, которые когда-либо присутствовали в кино. Эти бои бережно переданы зрителю оператором. В нужный момент вас поразит профессионально подобранная музыкальная композиция. Сценарий картины основан на реальных событиях и написан Куросавой по роману писателя, что говорит об отсутствии каких-либо недостатков. Тремя словами — все самое лучшее.
|