ФАБУЛА: Перед Вами экранизация первой книги серии "Темные начала" Филиппа Пулмана, которую, пожалуй, уже смело можно относить в разряд классики, и не просто классики, а классики культовой. Собственно, книга называлась "Северное сияние", однако создатели фильма, дабы зрители не сочли что их приглашают на научно-популярный фильм об одноименно явлении природы, окрестили фильм "Золотым компасом". Который на самом деле называется Алетиометром (при чем даже в самом фильме), но слоган: "Алетиометр укажет дорогу" - как-то не звучит. Так что "Золотой компас", так "Золотой компас". Итак, юная Лира (сколько ей лет - в фильме не упоминается, а сюжет книги я уже подзабыл, но в общем где-то между семью и девятью) живет в колледже на попечении всего преподавательского состава. Ее родители погибли в автокатастрофе, а ее дядя, лорд Азриэл, слишком занят своими исследованиями, чтобы занимается еще и племянницей. Поэтому ее обучением и воспитанием занимаются в колледже. И самое главное. У Лиры есть дэймон! Равно как, впрочем, дэймон есть у каждого человека в ее мире. Дэймон - это душа, живущая не в теле хозяина, а рядом с ним. Дэймон это самый верный друг и незаменимый помошник. Дэймоны детей могут менять и форму и размер, становясь любым живым существом. Бабочкой, леопардом, орлом… Но стоит ребенку повзрослеть, выбрать свой жизненный путь - меняется и его дэймон. Навсегда остается в выбранном обличии, отражающем характер хозяина. Дэймоны большинства цыган - птицы. Дэймоны охотников Белого Безмолвия - волки. Дэймон лорда Азриэла - снежный барс. И вот однажды Лира случайно узнает о том, что ее дядя отправляется на крайний север, в страну бронированных медведей, чтобы там заниматься исследованием Пыли. Что такое Пыль - не знают и большинство ученых, исследующих ее. Пыль это и то, что дает жизнь, и то, что отнимает ее. Пыль - это то, что может открыть двери в параллельные вселенные. И главное, именно Пыль является причиной того, что дети взрослеют, и их дэймоны обретают постоянную форму. Лира хочет отправиться с ним, но он отказывается взять ее с собой. И поэтому когда в колледж приезжает миссис Колтер - невероятно красивая и обаятельная женщина, которая приглашает Лиру с собой, туда же, на крайний север, она соглашается не раздумывая. Лира еще не знает что за располагающей улыбкой миссис Колтер скрывается жестокий, холодный и расчетливый ум. Не знает она и что загадочный предмет, Алетиометр, который ей дал перед отъездом профессор колледжа - магический прибор, показывающий истину и способный ответить на любой вопрос. Не догадывается о том, что вскоре ей предстоит спасти честь и достоинства бронированного медведя, стать его лучшим другом, а затем - спасти ему жизнь, и помочь вернуть отнятый подлецом трон королевства Свальбард. И уж точно лира никогда не слышала о пророчестве ведьм, которое гласит что исход грядущей войны решит ребенок… КОМАНДА: Для стремительно (и на мой взгляд, совершенно не заслуженно) взлетевшего на голливудский Олимп Дэниэла Крейга "Золотой компас" - вторая по счету работа вместе с Евой Грин, и вторая же - с Николь Кидман. Он был первой причиной по которой я откровенно боялся идти на фильм, ожидая что шедевр Пулмана превратят в жуткое убожество. Второй причиной был режиссер, Крис Уэйц, "прославившийся" (здесь WORD пытался заменить это слово на "прослабившийся", что было бы, пожалуй, более актуальным) "Американским пирогом". Мысль о том, что худший из Бондов, и режиссер бездарной американской комедии могли бы вместе сотворить толковую экранизацию Пулмана, мне как-то даже в голову не приходила. Даже не смотря на наличие в фильме Евы Грин и бесподобной, несравненной и легендарной Николь Кидман. Две ложки дегтя (да какие уж там ложки - кувшины) могут легко угробить цистерну меда. Однако… РЕМАРКИ: Однако "Золотой компас" дегтем даже не пахнет. Это лучшее фэнтэзи, виденное мной, после, разумеется, "Золотой пыли" и "Эрагона". Дэниэл Крейг фильма не портит совершенно, хотя бы той простой причине, что находится в кадре в общей сложности не более 10 минут. Уэйц же расстарался во всю. Безусловно, в два часа фильма не вместишь всей Пулмановской философии и всего очарования его "детской книги для взрослых сердец", так что фильм, по большому счету, лишь пробегает по ключевым сценам книги, стараясь при этом максимально раскрыть характер персонажей. Насколько это вообще возможно. Очень и очень многое остается за кадром. Но… Но снято с уважением, даже, я бы сказала, с преклонением колен перед оригиналом. После "Лиги выдающихся джентльменов" от Голливуда я, собственно, ожидаю абсолютно чего угодно. Ведь теоретически вполне могло выясниться что Лира - дочь Йорика Бирнисона, бронированного медведя, и когда ей исполнится десять лет - она откроет в себе способности Избранного. И станет бегать по стенам, уворачиваться от пуль, и одним ударом сносить противникам челюсти на бок. Могло, вполне могло - до какого только идиотизма режиссеры не докатываются в своем стремлении сотворить зрелищную картину. Но, мой низкий поклон режиссеру, фильм снят именно по "Северному сиянию", а не по мотивам "Северного сияния". Эффектно. Зрелищно. Сказочно. Волшебно. Оригинально. Смотрится на одном дыхании! Хочется лишь обратиться к тем, у кого язык повернулся сравнить "Золотой компас" с "параграфом 78". Мол, то же самое! Фильм не закончился ничем, ничего не объяснили, ничего не рассказали. Ждите продолжения! Нет, господа! Создатели "Параграфа" - истинные сволочи, потому как не удосужились предупредить нас о том, что перед нами лишь "Параграф 78 - пункт 1", и что на подходе еще и "Пункт - 2". Создатели "Золотого компаса" честно сказали: по книге Филиппа Пулмана. И это уже ваши личные проблемы, что вы не читали этот шедевр, и даже не слышали о нем, и потому понятия не имеете что "Темные начала" состоят из трех книг. И, кстати, если вы не читали этих книг - потеряли как минимум пол жизни. ОЦЕНКА: Однозначный шедевр. 10 баллов.
|