ЖАНР: Притча/драма/комедия/мелодрама/обычная история обычной жизни С ЧЕМ СРАВНИТЬ: "Прогулка", "Чунгкингский экспресс", "Все будет хорошо", "Ты у меня одна" ФАБУЛА: Жила-была на свете артистка одного московского театра, Аня Петрова. Хорошая, талантливая артистка, мечтающая сыграть королеву Гертруду из "Гамлета", но по воле начальства играющая только эпизодические роли. "Кушать подано", только порою и в буквальном смысле! Живет она в коммуналке, худо-бедно живет на гроши, получаемые в театре. Дружит с соседями, неловко отбивается от ухаживаний театрального электрика Босякина, живущего у нее за стенкой. И так тихо, спокойно и незаметно и проходит ее жизнь. Как и все хорошие люди, Аня вечно в тени, вечно задвинута на задний план подлизами, карьеристами и прочими, прочими, прочими. Такова уж наша жизнь, в которой, как иногда кажется, хорошим людям просто нет места. Но так только кажется, потому как на двадцатой минуте фильма соседка Муся, которая "В четвертый раз замужем, и опять удачно! " раскинет на Аню карты, и скажет что ждут ее трудности, но через трудности ждет ее успех и счастье. При чем по всем фронтам. И, о чудо, судьба действительно оказывается к Ане благосклонной. При чем благосклонной настолько, что первое время она даже отказывается верить в то, что все это происходит с ней. Будет ей и любовь, и большая роль на "Мосфильме", и даже вожделенная роль Гертруды в родном театре, который она уже решилась, было, оставить навсегда. КОМАНДА: "Артистка" - один из тех фильмов, которые не нуждаются в увлекательном сюжете (ну, согласитесь, что увлекательного в истории прихода счастья к простой артистке?), ни в спецэффектах. Он держится на актерской игре, и, естественно, такой режиссер как Говорухин ("Страна глухих", "Ворошиловский стрелок") не мог не набрать себе в команду самых лучших. Евгения Добровольская (Аня) - само очарование и сама гениальность. То она - затюканная жизнью бедняга, женщина в возрасте ("Мне уже не двадцать, да и, чего там говорить, даже не тридцать"), а то, вдруг, в ее глазах загорается огонь, и она молодеет на глазах, превращаясь в красавицу, в которую невозможно не влюбиться. Муся, в исполнении Марии Ароновой, притягивает внимание ничуть не меньше. Большая часть комических сцена в фильме - на ее счету. Невозможно забыть и Михаила Ефремова (Гусяткин) с Александром Абдуловым (Босякин), роли которых вроде бы и второплановые, но ничуть не менее яркие. Не повезло только Дмитрию Певцову и Федору Бондарчуку, которым достались практически незаметные роли, требующие лишь зачатков актерского таланта. Впрочем, если Певцов - действительно талантливый актер, способный потянуть серьезную роль, то Бондарчук ежели и способен, то еще ни разу этого не делал. РЕМАРКИ: Сложнее всего определиться с жанром фильма. Вроде бы и смешон он до слез (это не гипербола - это именно так, когда Викентий признавался Ане в любви зал уже не мог даже смеяться - люди лишь всхлипывали от смеха! ), но вроде бы и простая история простого человека, а, следовательно, драма. Вроде бы и мелодрама… Хотя сам я отнес бы этот фильм к числу шедевров Вонга Кар-Вая, например - жизненных притч… А обиднее всего, что народ валом попер на "Час-пик", в то время как на "Артистку", которую "Космос" вообще поставил на самое удобное время вечером пятницы, зал практически пустовал. Обидно признавать, что кривляния Криса Такера и Джеки Чана народу интереснее, чем душевная, прекрасная, добрая и светлая история любви! ОЦЕНКА: Какая уж тут может быть оценка? "Артистка" выбивается далеко за пределы 10-бальной шкалы. Это шедевр, в сравнении с которым меркнет все, виденное ранее. Фильм можно растаскивать на цитаты, что многие и делали, едва выйдя из зала.
|