Сразу хочу воздать хвалу актеру Хью Джекману. Когда я увидела его в "Х-людях", я подумала, что он идеальный Росомаха и этот образ к нему надолго приклеется. Потом я видела его в какой-то малобюджетной романтической комедии и поразилась, насколько на своем месте он там выглядел. Потом был "Ван Хельсинг", который конечно не особенно-то дал развернуться драматическому таланту этого актера. И теперь "Престиж". Просто поразительно, как легко этот человек вживается в образ дикого зверя или чувствительного парня, пишущего любовные романы, или мрачного героя, или аристократа конца 19 века. Чтобы он не играл - все время кажется, что он играет самого себя. Аналогичная ситуация была с Рене Зелвагер в "Чикаго" - она настолько перевоплотилась в свою героиню, что саму Зелвагер стали считать глупенькой пустышкой, а ведь это была просто блестящая актерская работа. Герой Джекмена вначале фильма оговаривается, что не хочет компрометировать свою семью, но даже без этой оговорки аристократизм виден в каждом его движении, в каждом его слове чувствуется образование, которое тогда было доступно лишь избранным. И когда по сюжету объявляется анонимный лорд, становиться совершенно ясно, кто это.
Фильм вообще не так уж много сюрпризов преподносит. Не могу сказать, что повороты сюжета непредсказуемы - как раз наоборот. Мне, неотделенной воображением, перед каждым драматическим моментом было очень четко ясно, ЧТО сейчас произойдет. Но это не только не мешало восприятию фильма, не убивало его остроту, но даже наоборот, добавляла напряженности - такое ощущение фатальности и неизбежности возникало. Фильм чрезвычайно сильный. И жесткий. И опять же меня, как существо, не обделенное воображением, поверг просто в ужас, несмотря на отсутствие ужасниковых сцен. Страшны были не сцены, не кровь или тонущие люди. Страшно было понимание того, что происходит между этими людьми. Это фильм о ненависти и мести. Но не о яростной мести, которая ищет выхода, а о тихой ненависти, которая кислотой разъедает мозг и отравляет всю жизнь. Перефразируя мысль Пелевина, когда человек мстит - он не существует. В этом фильме идея мести, которая разрушает самого мстителя, показана не метафорически, а буквально. Герой в буквальном смысле разрушал свою жизнь, подчиняя ее мести. И в буквальном смысле убивал себя день за днем ради свершения этой мести. Вообще, на мой взгляд, идея убийства собственных дубликатов была показана недостаточно сильно и объемно, ей было уделено слишком мало экранного времени. И хотя меня сама ситуация, когда человек каждый день убивал своего дубликата, самого себя повергла действительно в ужас (я ничуть не преувеличиваю), думаю, далеко не до всех зрителей трагизм этой ситуации дошел в полной мере. Возможно, такова была задумка режиссера, а может фильм был урезан именно для того, чтобы не пугать так сильно аудиторию - для Голливуда такое бывает характерно. Словом, фильм на меня произвел неизгладимое впечатление, а это далеко не часто бывает. Я не могу сказать, что рекомендую его к просмотру или что я буду его пересматривать - слишком уж тягостное впечатление он на меня произвел. Но время, потраченное на его просмотр, ни в коем случае нельзя назвать потраченным зря.
|