Вниз по кроличьей норе (два в одном)
Странный фильм вызывает странные ассоциации. Ключевым образом в описании впечатлений от фильма и его структуры мне видится женская грудь. Представляю, как я распахиваю халат порочной брюнетки… Ее левая грудь маленькая, с острым соском, как у зреющей Долорес; ее правая грудь даст фору Памелле Андерсон… Каждая из грудей по-своему красива, на каждую форму найдется свой ценитель. Но когда они вместе, на одном теле… это кунсткамера и обморок.
Первая часть «Ре-цикла» многообещающе дразнит зрителя намеками на мистический триллер. Собираясь взяться за новый роман, перспективная писательница Чу Ксун (Анжелика Ли) обещает фанам мистику и жуть. А чтобы получше прочувствовать страхи и переживания будущих героев, автор не прочь повидаться с настоящими призраками, которых до сих пор не встречала. Так она заявляет на пресс-конференции.
Но роман упорно не клеится: одна за другой в корзину летят смятые на бумаге идеи, пока автор не обнаруживает на кухне черный женский волос — такой длинный, что на нем можно повесить человека. Вслед за этим, квартиру наполняют странные звуки, Чу Ксун мерещатся тени, сходит с ума телефон: в трубке слышны только стоны и детский плач. Потусторонний мир настойчиво «просится в гости».
Мне всегда было интересно, как можно напугать зрителя? Сытый и расслабленный, он сидит себе в домашних тапках перед телевизором. «Ну, развлекайте меня», — говорит в экран, как вменяемый человек, отдавая отчет, что призраки и монстры — это комиксы, компьютерный игры и белая горячка. Зритель изначально скептик, понимал я, пока не вспомнил эпизод из детства. Я был один в доме. Родители задерживались. Хотелось спать. Я закрыл все двери, выключил свет и, по привычке, накрылся с головой одеялом. Я вполне мог заснуть, если бы вдруг в голову не пришла странная мысль: а вдруг свет в комнате сейчас включится сам по себе? Смогу я тогда подняться, или страх оставит меня под одеялом беспомощно орать, призывая помощь?
Больше всего пугает неизвестность — что там, за углом? Что, если я увижу в зеркале чужое лицо? Главное для режиссера грамотно распорядится неизвестностью, чтобы душ на экране ассоциировался с душем в квартире зрителя, и он бы нервно поглядывал в сторону ванной — все ли там в порядке? Все ли тихо? С этой стороны братья Пэнг выдерживают положенный уровень страха. Недосказанность настораживает, мелькающие тени, как и положено, учащают сердцебиение. Аномалии происходят с обыденными предметами, в местах, которые знакомы каждому. При этом камера нетороплива — убыстряется лишь в нужные моменты, работая на саспенс. Кажется, все условия, вплоть до блеклой цветовой гаммы, созданы для крепкого мистического триллера. И Анжелика Ли со своей холодной красотой, со своими по-хорошему стеклянными глазами упорядочивает всю эту гармонию медленного, неизбежного страха.
Но вторая часть фильма, несмотря на то, что сюжетные «склейки», хоть и с натяжкой, но присутствуют, напрочь перечеркивает «атмосферный задел» первой части. Вторая часть — это неожиданный, динамичный 60-минутный галюциногенный трип. Это уже другой фильм, под который зрителю нужно быстро эмоционально перестроиться.
Все резко меняется, когда настороженная Чу Ксун, уподобившись Алисе, падающей в кроличью нору, спускается в лифте на 7-й этаж. А потом и вовсе пытается выбраться на свежий воздух. Но вместо прежней улицы, она обнаруживает серые руины. С этого момента и вплоть до конца логика повествования превращается в фантом: то пропадает, то появляется, чтобы потом вновь пропасть. Зрителю пытаются объяснить приблизительно следующее: это место, куда попадают все забытые и потерянные вещи, идеи и намерения. Это как бы хранилище памяти героини, откуда ей предстоит выбраться…. Но, откровенно говоря, многие объяснения и задачи, поставленные перед Чу Ксун, видятся чересчур надуманными и притянутыми за уши. Кое-что сходится в мелодраматическом конце, но от этого, в общем-то, трудно получить столько же удовольствия, сколько от визионерских откровений.
Каждая сцена путешествия представляет собой законченную картину и мощный сгусток фантазии. Висельники-зомби, болтающиеся на деревьях; огромная детская ч/б лошадка, оседланная маленькой девочкой в красном, свалка изъеденных временем игрушек; трупы, падающие со склонов гор, будто переспелые фрукты, парящие в воздухе каменные глыбы… Все это очень красиво и, иногда, шокирующе, как в случае с местом, куда попадают неродившиеся дети.
Если бы Сальвадор Дали закинулся LSD и уселся за чтение «Алисы в стране Чудес», в его сознании могло появиться то, что разглядели краем глаза братья Пэнг. Жаль только, что красивые по-своему груди получились очень разные. Стоило бы либо увеличить левую, либо уменьшить правую. Но ведь так больно резать себя любимого!
Странный фильм — странные ассоциации…
© Raul Duke (zebra_e@ukr.net)
|