Порой, чтобы фильм заинтересовал, надо о нём много прочитать, узнать мнения людей, подождать, пока он пройдёт в прокате, и, с пеной у рта, тщетно искать на видео. А, бывает, только услышал название, тут же захотел на него сходить. "Лабиринт фавна" относится ко второму типу. Только с прокатом ему не повезло. В городе он не шёл ни в одном кинотеатре. Пришлось ждать "приличную" копию на DVD.
К режиссёру Гильермо дель Торо у меня сформировалось противоречивое отношение. Его "Блейды" и другие работы вызывают неприязнь. Замечательная темы, но как они сделаны, меня не впечатлило. Первая зацепившая его работа был "Хеллбой", "мальчик" из пепла, он же Исчадие, мучимый комплексами из-за своей "оригинальности". Стандартный зубодробительный и бредовый комикс в руках дель Торо хоть и не утратил своих недостатков, но получился живым и человечным. Поэтому его авторские работы, "Лабиринт фавна" и "Хребет дьявола", весьма заинтриговали. Дель Торо не только режиссёр фильма. Им написан и сценарий картины.
Действие происходит в 1944 году в Испании. Время окончания гражданской войны. Прихода к власти фашистов во главе в Франко. Тяжелое время не только для государство, тяжкое для людей. Им пришлось выбирать, с какой властью жить. Не все были с этим согласны. И совершенно правы. Партизанская война ещё долго не давала покоя стране. Девочка Офелия со своей мамой едет в лагерь к новому отцу, офицеру франкисткой армии. Девочка, по-своему, необыкновенная. Лучший подарок для неё книга с волшебными историями. Окружающий её мир совсем не обыденный. В нём обитает множество существ, которых не все могут разглядеть. Она же в обыкновенной цикаде увидела фею! А в заброшенном старом лабиринте...фавна! Поэтому люди, вроде её отчима, вызывают в ней с первого взгляда неприязнь.
Особенность фильма в том, что многие персонаже в нём наделены яркими, немного гиперболизированными, характерами. Просто перед нами сказка для взрослых, и типичные черты романтизма (или сказки) будут заметны на протяжении всего фильма. Прежде всего, это, как сказано выше, гиперболизация персонажей. Положительными будут простые люди. Именно их угнетает режим и военные, которые его представляют. С таким удовольствием их можно разглядывать. Естественно, мать Офелии, Кармен. Женщине сложной судьбы. Свою причину замужества за капитаном она хоть и объясняет, создаётся впечатление, что существует более глубокая причина. Попытка защитить и спасти дочь во времена хаоса и беспорядка. Сделать это можно было только замужеством за человеком из "тех". Пожертвовав гордостью и честью, пресмыкаться перед грубыми, чёрствыми людьми. Представляете, что подобное значит для женщины с именем "Кармен"?
Ключница Мерседес. Женщина - мать всех людей, так бы я её назвал. Добрая и сердечная женщина, со временем, оказывается человеком с железной волей и силой. Только такая женщина способна "коня на скаку остановить". Доктор Ферейро, пожертвовавший своими врачебными принципами ради гражданских. Партизаны. Кучка храбрецов. Но как они идут к своей цели! Конечно, Офелия. Сколько храбрости в ней!
Зло в фильме представлено двумя способами. Первый: общей массой военных. Второй: персонифицировано капитаном Видалем. Странное дело, скажете вы. Столько хороших людей не могут справиться с каким-то капитаном. Он не "какой-то". Сам капитан один. Но он наделён властью, с помощью которой может совершать зло в отдельной взятой деревне. Таким способом авторы, с одной стороны, приближают события огромного трагического значения к людям; с другой, показывают, что надо в любой ситуации оставаться Человеком.
Хм... Немного рановато получилось с выводом. Ведь я ещё не рассказал про работу оператора, композитора... и про сказку забыл. Работу оператора мощно охарактеризовать равнинным течением реки. Всё плавно, нежно, текуче. Одновременно создаётся ощущение торжественности и лиричности. Хавьер Наваретто написал музыку под стать работе Гильермо Наварро. Камерному и внутреннему фильму не нужны фанфары и трубы. Тихая, скромная, вокальная мелодия сопровождает героиню. Это внутренний тайный мир Офелии. Про сказку Гильермо дель Торо сказал, что использовал жанр фэнтези для того, что бы раскрыть человека. И приводит доказательство того, что любое действие человека не замыкается на нём. Оно резонирует до такой степени, что влияет на судьбы сотни и тысячи людей. Только достичь такого результата можно приложением стольких сил!
Офелия, конечно, преодолеет все испытания и тяготы. Путь её будет труден и тернист. Горе не сломит её, сделает только сильнее. И в финале... "Быть может, вздохнет кто-то очень легко. А кто-то заплачет, быть может... "
|