World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (68)
-связки


 Промо
-постеры (103)
-кадры (46)
-трейлеры (2)


 На сайтах
-afisha
-allcinema
-allmovie
-comingsoon
-daum
-douban
-film.ru
-imdb
-kinopoisk
-metacritic
-mojo
-movieinsider
-mtime
-naver
-rottentomatoes


 Википедия
-википедия (ko)
-википедия (jp)
-википедия (ru)
-википедия (en)
-википедия (uk)


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



вернуться на страницу фильма «Сайлент Хилл» | вернуться на страницу комментариев



Злой | СА?: 1 год 5 месяцев | отзывов 8, их сочли полезными 47 раз 2006.05.30

Хотели как лучше, а получилось как всегда
попытка осмысления "Сайлент Хилл"

Нельзя не признать, что в последнее время киноиндустрия продвинулась вперед настолько, что ее достижения кажутся почти чудом. Действительно, сейчас можно воплотить в реальности (если можно считать реальностью и то, что воспринимается взглядом) очень многое из того, что ранее воссоздавалось только при помощи воображения. Можно придавать видимость жизни тому, что раньше описывалось скупыми словами книг или страницами комиксов, делать "картинку" полной движения, наполнять ее объемом, плотью и кровью настоящих, не рисованных или описанных, людей, давать героям лица и помогать им, наконец, жить полнокровной жизнью... Появились долгожданные и "громкие" экранизации: "Властелин колец", "Гарри Поттер", "Хроники Нарнии" по сюжетам мировых бестселлеров; "Человек-паук", "Фантастическая четверка", "Хеллбой", "Город грехов", "Константин - повелитель тьмы" ("Хэллблейзер") по известным комиксам; "Обитель зла" и "Doom" по играм. Но многие из них оказались совсем не тем, чего ждал зритель.
"Хроники Нарнии" неприятно поразили слабой режиссерской работой; "Сорвиголова", "Город грехов" и "Константин" - хаотическим сюжетом, рассчитанным исключительно на внешние эффекты; в "Doom"е была до неузнаваемости искажена фабула, не осталось и следа от широко известных монстров (разве что "Пинки" появился в финале), было слабо реализовано оружие (признаться, очень хотелось SoulCube... А размеры BFG внушили смертный ужас), - и, по сути, от стилистики игры ничего не осталось.

Похожее случилось и с фильмом "Сайлент Хилл", сделанном по мотивам всемирно известной игры жанра "survival horror" (совмещение "survival" - выживание и "horror" - ужас: наводящий страх триллер с элементами экшена) от японской фирмы "Konami".
Было широко объявлено, что процесс создания фильма будет строго контролироваться разработчиками игры, в сюжет не будут вноситься изменения, и фильм достойно проиллюстрирует популярный игровой сериал. Выделенные на создание фильма 50 миллионов долларов обещали достаточно грамотные спецэффекты и неплохую режиссерскую работу. Для сравнения: на "Город грехов" Роберта Родригеса было затрачено всего 40-45 миллионов; на "Doom" - около 70-ти; на первую часть "Человека-паука" - 84, 5 миллиона фунтов-стерлингов; а бюджет всех 3-х частей "Властелина колец" составил, по разным источникам, от 270 до 350-ти миллионов долларов.

Кратко сюжет "Сайлент Хилла" можно изложить так: в одном из американских городов живет семья, состоящая из мужа (Гарри - Шон Бин), жены (Роуз - Рада Митчелл) и их дочери (Шерил - Джоделль Ферланд). Девочка страдает лунатизмом и в бессознательном состоянии повторяет одно и то же название "Сайлент Хилл". Это один из известных городов-призраков, в котором много лет назад произошла трагедия, приведшая к исчезновению всех жителей. Роуз, надеясь вылечить дочь, везет ее в Сайлент Хилл. Встретившая Роуз и Шерил полицейская Сибил подозревает, что ребенка похитили, и преследует их. Роуз пытается скрыться, но, едва не сбив встретившегося на дороге человека, попадает в аварию. Очнувшись утром, она обнаруживает, что осталась одна на пустынной дороге, девочка исчезла, а воздух вокруг, как туманом, заполнен клочьями пепла. Пытаясь найти дочь, Роуз отправляется в пустынный город, являющийся "обратной стороной" реального Сайлент Хилла, где встречает пугающих монстров и фрагменты головоломки, повествующей о том, что же произошло в прошлом, кем на самом деле является Шерил, и зачем ее призвали в город... Мрачная тайна Сайлент Хилла оказывается связанной с девочкой по имени Алесса, пострадавшей от рук местных фанатиков, и ее ненавистью, воплотившейся в облике ребенка, как две капли воды похожего на Шерил. После осуществления мести Алессы, Роуз и Шерил уезжают из города, но покинуть "оборотную сторону мира" уже не смогут...

С первых же минут фильма становится понятно, что чего-то оригинального и выходящего из ряда вон ожидать не придется. Надпись на щите, расположенном рядом с домом героини: "Разве вы не знаете, что праведные будут судить мир... Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?" - поистершееся уже, но еще используемое ружье из Первого послания коринфянам, которое висит на стене и непременно выстрелит - уж слишком навязчиво скользит по нему камера, заставляя взгляд цепляться за строчки. Не слишком убедительно играющая свою роль девочка - так и хочется крикнуть известную фразу Станиславского: "Не верю! " - и со слезами вспомнить Хэйли Джоэла Осмента, получившего "Оскара" за роль в "Шестом чувстве". Мать девочки, которая в поисках дочери бежит по переходу под автомобильной трассой (отчего-то не к месту вспоминается похожий момент из "Рассвета мертвецов" - помните, когда главная героиня вместе с чернокожим полицейским наталкиваются на группку спасшихся?), находит игрушку дочери, несколько мгновений держит ее в руках, а потом бросает. Вопрос: Вы стали бы выбрасывать игрушку своего ребенка в канаву, особенно, если ребенок потерялся?.. А тут либо с матерью что-то не то, либо режиссер решил таких мелочей не учитывать, забывая о том, что именно из мелочей складывается психологический облик персонажа.
Мать, отчаянно любящая свою дочь, сажает ее в машину и "милосердно" везет в город ее кошмаров. На безобидное внимание женщины-полицейского она реагирует совершенно неадекватно: вместо того, чтобы разрешить все проблемы на месте, пытается сбежать. Удирая, протаранивает ворота, препятствующие проникновению в Сайлент Хилл, и на полных парах мчит в город... Ситуация смешная до абсурда - Вы много знаете замужних женщин (! ), которые на ночь глядя отправятся в таинственное пустынное поселение? Да еще и с ребенком? Даже если оно не таинственное, а просто пустынное? Могу поспорить: искать таких придется долго. Потому что в таком месте будет негде заночевать, кроме как в машине, утром там нечего будет есть, и, кроме того, вместо зомби, вампиров и еще каких-нибудь не слишком реальных атрибутов таинственного места, там вполне может оказаться местный житель, охочий до чужого добра, либо какой-нибудь маньяк, питающийся человечиной... Определенно, герои и создатели фильма не смотрели ни "Без кожи" Гейба Барталоса, ни "Техасскую резню бензопилой"...
Сибил, также попавшая ночью в катастрофу, отыскав Роуз, первым делом надевает на нее наручники, а потом выпускает почти все (! ) патроны обоймы в кстати подвернувшегося монстра, хотя могла бы обойтись и выстрелом в голову. Во время столкновения полицейской с монстром, Роуз, не пытаясь привлечь Сибил на свою сторону, убегает в город...
Перечисление всех "неровностей" работы сценариста может стать только комментарием к подробному пересказу сценария, потому что и сюжет, и проработка персонажей не выдерживают никакой критики.
Герои действуют нелогично и необоснованно, а сама фабула фильма кажется целиком взятой из "Звонка", - и "темная Алесса" становится едва ли не клоном Садако из фильма Хидео Накаты, или ребенка из "Проклятия" Симидзу Такаси.
И не "работают" оправдания, что "Сайлент Хилл" сделан по игре, - существует большая разница между девочкой, сожженной безумными фанатиками из-за того, что у нее не было отца, и ребенком, пострадавшим от рук собственной матери, пытающейся вызвать демона, спрятанного в его теле. "Демоническое" обоснование событий, происходивших в игре, оказалось "за бортом" происходящего в фильме, - отчего он потерял единственную возможность сглаживания "белых ниток" в причинно-следственных связях сюжета, но обрел вполне реальную возможность продолжения. Которое, кстати, может весьма удачно использовать именно мистическую составляющую сюжета игры.

Вторичный характер фильма проявил себя даже в такой сомнительной области, как спецэффекты.
Так, туман и некоторые кадры по самой постановке заставляют вспомнить "Шесть демонов Эмили Роуз" (между прочим, неплохой пример мистического триллера); монстры, встретившие главную героиню в подвале (в первой четверти фильма) и изображения подземного пожара поднимают в памяти волну воспоминаний о "Константине" и показанном там аде; вывески и антураж отеля - о "Матрице"; а самые приличные монстры в фильме - небезызвестные "Пирамидоголовый" ("Piramid Head") и демонические медсестры ("Nurse Demon"), несмотря на все свое обаяние, кажутся позаимствованными из "Клетки" Тарсема Сингха, - потому что удивительно близки ей по стилистике, достаточно заметно контрастирующей с общим, почти отсутствующим, стилем "Сайлент Хилла".
Из-за многочисленных аллюзий, совершенно ненужных и даже вредных, атмосфера фильма, создаваемая многотрудными усилиями 3d-дизайнеров, увы, лишена целостности и самодостаточности. Немногие удачные моменты: момент в школьном туалете, когда стены начинают покрываться некоей "кровяной патиной", а убитый убощик становится паукообразным монстром; ломящиеся в дверь люди в костюмах шахтеров; мертвые медсестры, стоящие в коридоре как изуродованные манекены, - выглядят обособленными друг от друга, не связанными ни цветовым, ни стилистическим решением. "Кровавые" моменты - сдирание "Пирамидоголовым" кожи с одной из сектанток, сожжение полицейской Сибил и расправа восставшей из ада Алессы над группкой фанатиков - вообще кажутся лишними в общем строе фильма, в большей своей части не претендующем на большую натуралистичность изображаемых событий.

Главную возможность снять хороший фильм любому режиссеру предоставляют выбираемые им актеры. Но Кристоф Ганс в своем выборе ошибся. И дело тут даже не в том, похожи ли внешне герои на свои игровые прототипы... Замена главного героя первой игры женщиной не привнесла в фильм особенного напряжения. Напротив, женщина, ищущая неприятности и их находящая, вызывает раздражение и неприятие, особенно, если она недостаточно красива для архетипического образа "желаемой всеми", но недостаточно убедительна для образа "любящей мамочки".
Полицейская Сибил, конечно, удивительно похожа на игрового персонажа. Но... В игре ее появление было не случайным, и так же не случайно две концовки первого "Сайлент Хилла" (игра не линейна и имеет несколько финалов, которые зависят от поведения игрока в ключевых точках прохождения) ставили ее рядом с Гарри Мейсоном (главным героем игры), намекая на дальнейшее развитие их отношений. В фильме эта линия отсутствует. И, так как в сценарии нет глубокого психологизма, необходимо было сыграть свое: "Ваша овсянка, сэр! " - так, чтобы "мертвый", неразработанный персонаж стал "живым", близким зрителю... Но, похоже, такую цель перед собой ни режиссер, ни актриса, играющая роль, не ставили. В итоге мы наблюдали типичного "стаффажного" (от немецкого Staffage - второстепенные элементы живописной композиции) персонажа, присутствие или отсутствие которого ничего принципиально не меняет, и который используется для "разбавления" общего действия - чтобы зритель не заскучал, наблюдая на экране только главного героя.
Точно таким же "стаффажным" персонажем является Шерил - дочь главной героини, из-за которой, собственно, и "крутится мир". За весь фильм сказанные ею фразы можно пересчитать по пальцами. О том, чтобы проникнуть в ее внутренний мир, вообще говорить не приходится. Кто она? Что ей нравится? Какой она видит реальность - если не принимать за отражение мира неумелые детские рисунки? Каково ее место в этом мире? Какова цель ее существования, кроме как начинать и завершать фильм, обещая сиквел?.. Тишина - единственный ответ девочки без рта, красовавшейся на всех рекламных плакатах "Сайлент Хилла"... Пожалуй, это наиболее точное изображение этого персонажа, чьей задачей было только предоставить формальный повод для завязки и развязки совершающегося действия.
По странной иронии судьбы единственным хорошим актером в фильме оказался единственный известный (если не считать "восходящую молодую звезду" Джоделль Ферланд) актер, заставивший многих еще раз пожалеть о том, что главным героем сделали женщину. На фоне игры всего, пусть и немногочисленного, актерского состава, персонаж Шона Бина смотрится "настоящим" и, опять же, единственный вызывает симпатию и сочувствие.

Одним словом, хороший фильм складывается из немногих составляющих: грамотного сценария, учитывающего психологические и поведенческие особенности героев; стилистически выверенного новаторского дизайна декораций и спецэффектов; работы актеров, которые обязаны "давать жизнь" тем героям, которых они играют, и из работы режиссера, чьей главной обязанностью является скрупулезное воплощение концепции фильма.
Конечно же, подобные принципы проще выделить, чем реализовать, но мы уже наблюдали достаточно удачные примеры такой "реализации", пусть и частичной.
"Константин" целиком и полностью держится на персонаже, созданном Киану Ривзом. Единственное, что хорошо в "Doom"е - это грамотная разработка персонажей, когда каждый человек из команды обладает своими персональными особенностями, когда отсутствует "стаффажность", и каждый герой - полноправная личность. "Обитель зла-1" является непревзойденным примером создания "атмосферы нагнетающегося страха", "Клетка" - стилевого единства дизайнерских находок...
Между прочим, многие указанные нами принципы были прекрасно выдержаны и в фильме "Братство волка" - снятого тем же режиссером Кристофом Ганом.
В чем же причина обилия недочетов в "Сайлент Хилл"? Возможно, в том, что режиссер и сценарист не смогли овладеть стилистикой "хоррора в реальном времени". Возможно, в не слишком удачном подборе актеров и арт-директора фильма... Либо в невозможности воссоздания западными режиссерами духа игры, сделанной японцами. А, может быть, во вторичном характере самой игры, ставшей в свое время своеобразным "сиквелом" "Resident Evil"...
Как бы то ни было, "целевая аудитория" "Сайлент Хилл" - многочисленные фанаты игры, разбросанные по всему свету, фильм приняли и одобрили, о чем говорят восторженные отзывы в разных странах мира, - потому что в некоторых его частях уверенно распознаются игровые фрагменты, родные каждому, кто прошел хоть одну игру из серии до конца... Да и не слишком требовательному обывателю, с игрой не знакомому, фильм пришелся по вкусу - показался понятным, в меру загадочным, в меру страшным, но, главное, позволяющим быть в центре модных событий, таких, как премьера и показ широко разрекламированного товара.

Одним словом, хотели как лучше, получилось как всегда... Но все остались довольны.

29 мая 2006 года



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 0 чел.



Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура