Скажите – будничная жизнь - она вам не допекает? Разбитое на фазы существование рано или поздно найдет оптимальную последовательность движений, действий. Человек, который тянетсяк оригинальности, всегда должен стоять двумя ногами на обыденности – ведь если не дотянется, то может упасть и больно удариться. О Дэ-Су нашел будничность в заключении. Пятнадцать лет его держали в заключении, вырвав из мягких убаюкивающих лап прошлой жизни – с женой, дочкой, регулярными пьянками. Теперь его место обитания – каморка, вызывающее приступ клаустрофобии у мыши. За окном, вместо вида на улицу - назойливо-успокоительная картинка. Зачем он здесь? Кто его заключил тут? И где это – тут? Нет ответов. Но он, О Дэ-Су, найдет их сам. Ведь именно поэтому он жил эти чертовы пятнадцать лет в застенках, даже после того, как узнал о смерти своих близких. Режиссер Чхан-Ук Пак сплел из самых разных, а местами - противоречивых элементов чуднýю куклу, и назвав ее «Олд бой», («старина» - анг.) выставил на всеобщее обозрение. «Тарантино! Тарантино! », - закричали именитые кукловоды, но, внимательно посмотрев на этикетку с корейским именем - очень удивились. Но общего у этой куклы, с нарочито безвкусными работами Квентина меньше, чем кажется на первый взгляд, хотя сравнений не избежать. Юмор отрубленных конечностей, потоков крови и «смерти-на-каждом-шагу» - вот фирменный почерк Тарантино, особенно в последних работах. Пак же использует мрачную экспрессию и стиль любительского видео. Картинной жестокости нет – бои медленные и натужные – в них нет «драйва», нет красоты, а есть некая злоба, которую излучает О Дэ-Су. Но подобная бессердечность, подчеркнутая отсутствием постановочного механизма становиться только искреннее и жестче. Впрочем – насилие – не главный элемент Олдбоя. Символизм. Он мелкими нитями вплетается в каждую часть куклы, и держит ее вместе. Дает жестокости смысл, а персонажам – непередаваемый лоск «утерянного человека». Они не задают вопросов, не ищут смысл жизни, а просто идут нетвердой походкой к цели, неуверенные в собственной правоте. Ведь главный герой (если О Дэ-Су можно назвать этим словом), во время подготовки своих замыслов настолько уверен и в победе, и в справедливости своей миссии, что действительно начинает казаться зрителю героем, который, пусть не пулеметом, а подручными средствами выбьет дурь из всех злодеев, что причинили ему боль. Но ожидаемого не происходит. Каждый шаг дается всё тяжелее, со временем у О Дэ-Су пропадает твердость, и он уже не знает, чем закончится его поход за истинной. Но он шагает – дорогу осилит идущий. Под конец, когда зритель истощен не меньше главного "героя", неуверен в правильности мотивов О Дэ-Су, и просто хочет прекратить этот ужас, режиссер выбрасывает основные козыри, и подкрепляет очередной порцией жестокости. Страшная вещь.
|