Замечательная картина Брюса Бересфорда об одной пожилой даме, как и все, не любящей одиночество. Свойственным профессионализмом режиссера зритель обречен увлажнить щеку хоть одной маленькой слезинкой. Незатейливая экранизация пьесы Альфреда Ури при помощи замечательных актеров завоевала весь мир своей трогательностью и простотой. А какой еще должна быть мелодрама девяностых.
Богатая и принципиальная мисс Дэйзи (Джессика Тэнди) уже стара, чтобы водить автомобиль. Её сын (Дэн Эйкройд) пытается нанять любимой маме шофера, но выросшая в бедности мисс Дэйзи отказывается тратить лишний цент на ненужного помощника. Как бы то ни было, на пороге усадьбы богатой дамы появляется машина, из которой медленно вылезают: знакомое белое лицо и незнакомое черное — сын все же нанял шофера. Им оказывается Хоук Колберн (Морган Фримэн), тоже старик, но несколько моложе своей хозяйки. Следующие двадцать лет единственным другом и самым близким человеком мисс Дэйзи будет её несменный шофер, чернокожий Хоук.
Смотря на этихдвух старичков, нельзя не улыбаться и плакать одновременно. Фильм длится чуть меньше двух часов, а на экране за это время растворяются в скользящей дымке больше двадцати лет. Зритель вынужден наблюдать за тем, как сантиметр за сантиметром гнется спина Моргана Фримэна, как все более и более морщинятся щеки Джессики Тэнди, как неумолимо лысеет Дэн Эйкройд. Иногда можно просто не найти на экране героя, не узнать его. Вот мисс Дэйзи уже за девяносто, она передвигается медленными шажками по деревянному полу дома для престарелых к общему столу, там она якобы видит своего единственного друга. А он и вправду там. Старушка рада бы улыбнуться, да вот лицо её уже лет десять не знает, что такое улыбка.
Фильм отмечен ценными наградами в сфере кино. Это, прежде всего, четыре «Оскара», три премии «Золотой Глобус» и две награды Берлинского Кинофестиваля. Все эти почести говорят о том, что «Шофер мисс Дэйзи» — лучший фильм 1990 года, а Морган Фримэн и Джессика Тэнди — лучший актерский дуэт того же года. Так держать, старики!
|