Рецензия Татьяны Москвиной просто великолепна. Прямо в точку. Помню, в моем детстве я нередко слышала разговоры взрослых о "Маленькой Вере", часто с оттенком презрения и осуждения. Но посмотрела я его уже во взрослом состоянии - лет эдак в 20. Тронул до глубины души. Ужасная смесь кошмарного убожества, какой-то замкнутости, бесперспективности - а в этом всем надо жить, надо как-то существовать, а еще хочется любить, хочется куда-то выбиться, но как??? Извечный вопрос "куды бечь?" возникает на протяжении всего фильма. Отец пьет, мать считает это абсолютно закономерным, и вообще заботят ее только компотики холодненькие и соление помидоров, а что делать Вере? Ведь даже нарядиться невозможно - ничего не достанешь! Одна и та же полосатая синтетическая кофта, мини-юбка, на ногах - знаменитые "мыльницы", груды пластмассовых браслетов на худеньких смуглых руках, такие же сережки... С образованием ничего не ясно, с работой в будущем, судя по всему, тоже. Перспектива весьма и весьма удручающая: либо замуж за полоумного нелюбимого Андрюшу, либо всю оставшуюся жизнь терпеть пьяного отца, слушать его нравоучительные вопли, да самой пить бражку из половника, постепенно неизбежно превращаясь с годами в копию своей матери. И вот на горизонте появляется ОН. С длинными кудрями, сонными глазами, этакий поэт-неформал. Да еще в институте учится. Ну чем не принц? Как тут не влюбиться! Вот и завязывается роман, но все не так просто, само собой, без трений обойтись не может: на взгляд отца - не пьешь, не работаешь - значит не мужик. Либо такой же как он, либо никакой. Тоже еще, пижон. Да и "жених" тактичностью не блещет - на "смотрины" явился чуть ли не в трусах, неграмотного папу всячески подкалывает и подначивает. Его бесит его серость и недалекость, но сам он вместо того, чтобы немного где-то схитрить, подыграть, хотя бы из-за Веры, поддается юношескому максимализму, огрызается, и в итоге папа по пьной лавочке под ребро ему нож и загнал. Ну, если с ними все ясно, то вот Вера вообще в ужасном положении -меж двух огней, как говорится. Либо позволить папе сесть в тюрьму, и получить пожизненное осуждение матери и брата, либо предать любимого, сказав что, дескать, он сам на нож упал. Хоть в петлю лезь. Что ни выберешь - в итоге мучаться угрызениями совести до конца жизни. Понятное дело, что все в этой жизни проходит, со всем можно в итоге примириться, но выбирать между семьей и любовью так сложно, тем более в таком нежном возрасте. В итоге Вера ломается, выгораживает отца, но, понимая, что поступает несправедливо по отношению к любимому, мучается угрызениями совести, а встретив его равнодушный холодный взгляд в больнице, молча уходит, не видя больше смысла в опостылевшей жизни. Окончательно добивает Андрюша, встречающий ее у подъезда, и лишь подчеркивающий своим появлением беспросветность ее будущего. И правда отравиться захочется. Включив на всю громкость ту самую песню, которая звучала на дискотеке в тот день, когда встретила ЕГО... Что характерно, мать так ничего и не поняла. Можно было бы поставить точку, но символическая смерть отца все же дает надежду на многоточие. Правда, до сих пор не понятно, есть ли в нем (многоточии)смысл.
|