|
| | |
всего сделано правок - 16, последняя: 2024.04.19
| | | Противостояние
Хронометраж | | 65 мин. (хронометраж серии) |
Текущий статус | | показ окончен |
Трансляция | | с 1985.11.10 по 1985.11.14 |
Средний балл | | нужно больше оценок |
Проголосовало | | 7 чел. | | |
|
|
Полковник Костенко (Олег Басилашвили) вместе с молодым коллегой Кардавой (Мурман Джинория) получает задание расследовать серию таинственных и беспрецедентных по своей жестокости убийств с расчленением трупов. Сравнительно быстро единственным подозреваемым оказывается некто Миленко, урождённый Кротов (Андрей Болтнев), когда-то, ещё в годы войны, с готовностью перешедший на сторону оккупантов и принятый в элитную нацистскую школу диверсантов. Обладающий навыками выживания в любых условиях и профессионального ведения разведывательной деятельности, способный, не оставив улик, ликвидировать любого – одним словом, чрезвычайно опасный в лобовом противостоянии. |
© Евгений Нефёдов, 2007.08.04 | Авторская оценка: 9/10 |
Эта экранизация повести Юлиана Семёнова является, на мой взгляд, одним из лучших триллеров в истории кинематографа, которым бы мог гордиться и сам Альфред Хичкок. И всё же ещё важнее, что мини-сериал воспринимается точнейшим кинодокументом эпохи «перестройки», на заре которой, предвосхищая которую произведение увидело свет. Пусть формально действие отнесено к концу 1970-х, периоду т.н. «застоя»: писатель, выступивший в качестве сценариста, и Семён Аранович привносят отдельные приметы времени1, косвенно подводя зрителя к мысли о том, что события разворачиваются сегодня – в момент первой демонстрации по ТВ.
Это позволяет прежде всего структура развёрнутого киноромана, черты которого Семёнов придал милицейскому детективу ещё в «Петровке, 38» и «Огарёва, 6»2. Многочисленные второстепенные персонажи, психологически достоверно и необычайно убедительно сыгранные рядовые – пусть стоящие на разных ступенях социальной лестницы – граждане, без видимых усилий со стороны авторов возводятся в ранг типических. Граждане, проходящие в качестве свидетелей и подозреваемых, являющиеся ли коллегами по работе или случайными знакомыми, с кем по долгу службы приходится общаться членам опергруппы. Арановичу удаётся воплотить поистине собирательный образ «новой исторической общности» – советского народа, каким он был в середине 1980-х, какие актуальные проблемы решал: от недостатков трудового законодательства и мелочной цензурной опеки на идеологическом фронте до щекотливого «еврейского вопроса». Главное же, завораживает мастерски воспроизведённый механизм отлаженного функционирования карательной (правоохранительной, как уточнит Костенко) системы, которая-то с неизбежностью и одержит верх в опасном, сложном, изматывающем Противостоянии…
Ясно, что не только для развития сверхмощной интриги понадобились и сцены из военного прошлого Кротова, хотя эпизоды действительно занимают с приближением развязки всё больше экранного времени – в полном соответствии с законами саспенса. Аранович добивается изумительной стилизации «под документ», благодаря чему Кротов оказывается буквально впечатан, вмонтирован в хроникальный материал. Будь то съёмки в нацистском штабе в начале войны, куда предатель явился вместе с раненным политруком Козелом, в концентрационном лагере, в засекреченных лабораториях по подготовке специальных агентов, в доме зажиточной фрау3 и особенно – при штурме Бреслау советскими войсками. И здесь главное не то, что в трактовке образа предателя, чью психологию вслед за следователем постигают авторы, выясняя обстоятельства жизни будущего изменника, начиная с раннего детства, режиссёр словно бросает вызов Алексею Герману4, предложив иную – противоположную показанной в «Проверке на дорогах» – ситуацию. Фильм завершается сценой отсмотра хроникального материала и размышлений Костенко, искренне недоумевающего, как же можно жить, оторвав собственную судьбу от судьбы своего народа, – и долгой панорамой имён павших, увековеченных в граните. Громкий пафос поразительно органичен, не воспринимается навязанным извне. Великая Отечественная война, по мысли авторов, остаётся нравственным камертоном, по которому выверяются поступки современников, что вовсе не опровергают, а дополняют слова Костенко, глубокомысленно и убеждённо говорящего о необходимости «уметь ценить время, когда довелось жить».
__________ 1 – Например, в формально проходной сцене грандиозного выступления перед народной массой (иначе не скажешь!) группы «Земляне». 2 – И Олег Басилашвили, безусловно, превзошёл в мастерстве Василия Ланового, исполнившего роль полковника уголовного розыска Костенко. 3 – Тут, пожалуй, сказалось влияние «новой немецкой волны», прежде всего работ Райнера Вернера Фассбиндера. 4 – Негативно принявшему известие о приглашении на резко отрицательную роль Андрея Болтнева, «своего» Ивана Лапшина, но позднее – признавшему собственную неправоту.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Любимый фильм с детства. Тогда запомнились только пара... даже не эпизодов, скорее моментов - то, что преступник расчленял трупы (тогда мне это казалось очень страшным), то, что преступник на шаг впереди милиции, захват самолёта и десятки пограничников с автоматами, которые окружили взлётную полосу, но почему-то не открывают огонь по преступнику. Это уже в середине 90-х, когда я посмотрел все серии, я понял, что я многое не понял в детстве. Очень хороший остросюжетный детектив. Да, с некоторыми отличиями от книги, но всё же весьма удачный во всех отношениях. Особенно хотелось бы отметить одно обстоятельство - фильм как бы стал прологом к той катастрофе, что надвигалась на нашу страну. Страшная нищета, войны, страшный всплеск преступности. События фильма происходят ещё в мирном СССР. Они пока ещё редкость. Но пройдёт ещё пару лет - и всё измениться. Десятки захватов заложников, угонов самолётов, бандитизм, тысячи убийств, межнациональные конфликты - всё это тогда настолько прочно вошло в нашу жизнь, что казалось, что по другому люди и не живут. И вот что странно, не смотря на вседозволенность в кинематографе с конца 80-х, население предпочитало качественные фильмы 80-х. В них и смысла больше, и сняты они намного лучше. "Противостояние" один таких фильмов.
|
| | |