World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Музыка     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Кинопрокат   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (26)
-релизы
-связки


 Промо
-постеры (36)
-кадры (15)
-трейлеры


 На сайтах
-imdb
-film.ru
-kinopoisk


 Википедия
-wikipedia
-википедия


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм

Страница создана:
Contributor

Над страницей работали:
Contributor
title_bot



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискичитать отзывы (2)редактировать<-->


Дорога


НазванияLa strada
ПроизводствоИталия
Форматполнометражный фильм
Хронометраж108 мин.
Жанрдрама
Первый показ1954.09.06 (Италия)
РежиссёрФедерико Феллини
Сценарий, идея Эннио Флаяно, Туллио Пинелли и другие
КомпозиторНино Рота
В ролях Энтони Куинн, Джульетта Мазина, Ричард Бэйзхарт, Альдо Сильвани, Марчелла Ровере, Ливия Вентурини и другие


Средний балл8.7 из 10
Проголосовало
23 чел.
Место в рейтинге283 из 6386
Проголосуйте 


Краткое содержание

Дзампано (Энтони Куин) путешествует по городам и весям Италии, устраивая представления везде, где собирается достаточно людей, чтобы заплатить за зрелище, предлагаемое вниманию почтенной публики. Сам он демонстрирует редкостную физическую силу, разрывая крепкие цепи, Матто, то есть «Безумец» (Ричард Бейсхарт), является прирождённым жонглёром и канатоходцем, а юная Джельсомино (Джульетта Мазина) выступает в качестве клоуна, разыгрывая смешные сценки. Но так ли всё хорошо в существовании бродячих артистов? И куда в конечном итоге заведёт их дорога?..




Кадры из фильма
посмотреть все кадры [15]


Рецензия
© Евгений Нефёдов, 2008.04.29Авторская оценка:  10/10

Близкий по духу фильм



Смертельный номер, 2007

О том, какую дорогу выбрал в собственной жизни один из самых знаменитых эстрадных артистов – Гарри Гудини (Гай Пирс).

Давно считается прописной истиной, что в незабываемой экранной трагедии, принёсшей Федерико Феллини без преувеличения мировую славу, маэстро лишь отчасти следует в русле неореалистических драм, хотя даже был1 причастен к сочинению некоторых из них. Федерико ещё в «Маменькиных сынках» /1953/ сатирически обрисовал портрет целого поколения, для которого трагические события, пережитые во время и сразу после войны, не имели совершенно никакого значения. В его следующей ленте ещё явственнее ощущается исчерпанность возможностей нерядового кинематографического течения, оказавшегося, к сожалению, неспособным2 адекватно отразить сущность действительности, меняющейся буквально на глазах. В «Дороге», как и в ранних постановках Пьера Паоло Пазолини, обозначен уход в сторону от центрального, магистрального направления, так сказать, с автострады жизни – на окольную дорогу, протоптанную странниками за долгие века. Уход от охвата широких социальных слоёв, в данном случае лишь составляющих безликую зрительскую массу, рассеивающуюся по завершении очередного представления, к изображению судеб людей, не укладывающихся в привычную (по классовому признаку) классификацию общества, неслучаен. Если всмотреться внимательно, причины непростых, а подчас и откровенно бедственных условий существования Дзампано и его спутников не связаны напрямую с тяжёлым положением в стране. Таков вневременной закон самого бытования бродячих артистов, чьё преуспевание зависит от удачи или стечения обстоятельств, и вообще нет иного выбора, кроме как сотворить собственный микроклимат – жёсткий и даже жестокий.

Но дело не только в этом. Вовсе не отказываясь от достоверности в воссоздании безрадостного быта3, Феллини осторожно смещает повествование в сторону более условного, насыщенного метафоризмом действа. Дзампано (‘лапа’), разумеется, не является типажом сказочного тирана Карабаса-Барабаса, банально следуя животным инстинктам, а потому поступая правильно и справедливо – в соответствии с собственными ограниченными представлениями. И Матто не кажется безвольным, печальным Пьеро, являя собой пример человека, всецело, до болезненной одержимости, поглощённого страстью самовыражения. А вот чудо Джельсомины, прекрасного ‘цветка жасмина’, уже не укладывается во всё-таки тесные рамки социально-природной обусловленности. Своей, подлинно трагической гибелью она демонстрирует непобедимость доброты или – в метафизическом смысле – Добра. Неистребимость жизнетворного начала, способного вернуть из бесчувственного, а значит, бездушного существования, родственного смерти, грубого силача. Вот что, по мысли Феллини, означает «разорвать одиночество, передать послание от одного человека к другому и, следовательно, понять, почти открыть глубинную связь, объединяющую их».

Картина во многом наследует чаплинскому творчеству («Цирк» /1928/) и перекликается с поисками другого великого гуманиста – Акиры Куросавы. Вместе с тем стихия шутовства, самозабвенное воспевание мироощущения клоунов, выраженное (не без помощи замечательного композитора Нино Рота и оператора Отелло Мартелли) хотя бы в смешении «высоких» и «низких» жанров, в неразрывности трагедии и комедии, гротеска и мелодрамы, роднит итальянского режиссёра со шведом Ингмаром Бергманом. Всё это лишний раз доказывает, что «Дорога», впервые отмеченная «Оскаром» в категории «Лучший неанглоязычный фильм»4, занимает ключевое место в кинематографе 1950-х, оказав огромное влияние на «важнейшее из искусств».


__________
1 – Как и Тулио Пинелли, его соавтор по написанию сценария.
2 – Косвенным свидетельством тому служит и появление в том же 1954-м году приторной мелодрамы «Хлеб, любовь и фантазия» Луиджи Коменчини, положившей начало т.н. «розовому неореализму».
3 – На чём как раз заостряется внимание в советском прокатном названии «Они бродили по дорогам».
4 – А вот в Венеции Федерико, как и тому же Куросаве, и Кендзи Мидзогути, и Элиа Казану, пришлось довольствоваться «Серебряным Львом», уступив Гран-при… Ренато Кастеллани («Джульетте и Ромео»), модному тогда кинокаллиграфисту.



Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».









izabel | СА?: 1 месяц | отзывов 42, их сочли полезными 27 раз 2009.11.13

СПОЙЛЕРЫ!

Весь этот фильм пронизан грустью и печалью. И когда начинают идти титры ты сидишь как в ступоре и только повторяешь - Нет, не так должно было закончится. И с трудом сдерживая слезы, думаешь - А как? Такой чудачке как Джельсомино не выжить в этом жестоком мире.



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 0 чел.
ответить (нет ответов)


myauchelo | СА?: 3 года 1 месяц | отзывов 126, их сочли полезными 154 раз 2012.09.22

В одном из своих интервью Федерико Феллини рассказывает о том, как он «ломал» свою будущую (тогда будущую) жену; что из человека, считавшего себя трагическим актером, он выдавливал клоунессу — по его словам, опять-таки.

Выдавливал, да как-то не довыдавливал: конечно, глупо спорить с тем, что вот эта первая роль Джульетты Мазины отчасти комическая; что вот это смешно, очень смешно — эта девочка не в себе, с клоунским гримом, кажущейся на фоне вообще всего (Дзампано, фургона, мира) очень маленькой и хрупкой. Но в этом же заключается и трагичность образа: невесёлый получается клоун у Джельсомины. Грустный. А в конце и вовсе — самый несчастный и трагично и нелепо погибший…

И прочие герои фильма именно так и выглядят: и вроде смешно (ну разве не смехотворен Дзампано в своей ожесточенной замкнутости и откровенной брутальности? а откровенно смеющийся над жизнью Матто? а семейство Джельсомины, огромное и вечно плачущее — по отсутствующему отцу, погибшей старшей дочери?), а на деле — даже не грустно, страшно. Как очень хорошая театральная драма.

Самый сложный вопрос, на который следовало бы ответить в рецензии — это абсолютно банальный вопрос «о чем фильм?». И чем больше ты этих фильмов смотришь, чем больше знаешь, тем труднее ответить на этот вопрос, о чем же повествует та или другая кинокартина. Ну вот о чем говорится в фильме «Дорога»? Самое банальное, о дороге? В общем, да: это и дорога в прямом смысле, по которой герои едут непонятно куда (городские, мощеные булыжником улицы, деревенская дорога, мосты — тут нет мест, к которым не вела какая-нибудь из дорог или даже тропинок), и, естественно, в переносном (можно понимать как угодно: как индивидуальный путь каждого героя, как выбор этого пути и встречающиеся перекрестки — к месту вспомнить красноречивую сцену с предложением Матто, и та линейность, с которой герои воспринимают жизнь — в фильме очень, очень много линий: это и линия дороги, и линия горизонта, и линия берега, моря, даже то, как выстроен кадр — самое значимое, самое смысловое растянуто вдоль кадра, а не вертикально, то есть смотреть на тот или иной момент надо так, как читаешь книгу, слева направо)… О дороге в «La strada» говорить можно бесконечно, иначе это была бы совсем не «La strada», по-другому тут нельзя никак.

О людях, народной драме? В том числе. Неореализм вообще предполагает собой рассказ о народе, о том, чем он живет, что испытывает во время и после тягот (не важно чего, войны или чего-нибудь другого), как и где находит силы пережить происходящие с ним — в учебнике об этом написано лучше. Герой итальянского неореализма всегда незнатен, вы тут не увидите никого из тех, кого можно было бы назвать «элитой» — это простой человек, чаще крестьянин или кто-нибудь, живущий в деревне, и реже мещанин (очень редко!). Вот и тут — ну кто эти люди? Диковатый бродячий артист да бывшая крестьянка, которую семья практически сдала без права на возврат. Однако интересно то, что тут показаны не совсем стандартные проблемы — тут говорится в первую очередь об отношениях человека и искусства; то, как показаны отношения к своему искусству самих Дзампано (занимается им, но к делу не привязан, и непрофессионал), Джельсомина (занимается им, дело свое не сразу, но любить начинает, и тоже не профессиональна) и Матто (занимается — любит — профессионал — источник нелюбви и зависти Дзампано) — это ведь, в сущности, раскрытие трёх абсолютно разных видов Творцов — что ни говори, а они действительно Творцы, как бы они не относились к своему делу. Что касается простого народа — тут он скорее выступает фоном, нежели активно действующим лицом, но тем не менее о нём говорится, причем говорится красноречиво, пусть и на примере каких-то конкретных людей.

Об одиночестве? Тоже да, тема человеческого одиночества в творчестве Феллини вообще основная, и «Дорога» исключением не является. Однако тут это одиночество своеобразно: это не просто одинокие и выброшенные социумом и жизнью люди, не просто отщепенцы с романтическим ореолом, коих тогда и сейчас было много — они, тем не менее, способны вести друг с другом диалог, и, что редко и очень примечательно, они на каком-то внутреннем подсознательном уровне друг друга слушают и слышат. Не хотят понимать, обижаются или реагируют неправильно (ох, Дзампано!), но, тем не менее, они чувствуют друг друга, они разговаривают друг с другом. И последняя — ключевая! — сцена крика на берегу — это то понимание, тот ответ Джельсомине, который словами выразить невозможно, только таким криком.

И так можно, в принципе, продолжать до бесконечности, благо красноречивых и неоднозначных символов в фильме много: это и обилие воды — в прямом смысле (начинается всё на берегу моря, и заканчивается всё на берегу моря; а уж многочисленные видения воды в том или ином проявлении на протяжении фильма! это и вино, которое пьёт Дзампано, и пролитая кровь Матто, и много-много-много чего ещё; сама манера съемки плавная, неспешная, тягучая, словно река — опять линия, опять дорога, только теперь водная!), и цирк (отношение героев к жизни через их ремесло: Дзампано, рвущий «цепи» жизни, который, по его мнению, всегда и со всем может справиться; клоунесса Джельсомина, чувствующая этот мир словно ребёнок — и смешно, и грустно, но больше всё-таки смешно, детское мышление быстро оправляется от горестей; а номер Матто, когда он обедает на невероятной высоте, проверяя на прочность не то себя, не то нервы зрителей!), и ненормальность окружающих и самих героев… et cetera et cetera.

Так о чём этот фильм?

Наверное, правильнее всё же сказать «О Джельсомине и Дзампано»; по крайней мере уж тут-то точно не ошибешься.



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 0 чел.
ответить (нет ответов)




Выборка фильмов из базы данных:

- тип
- по алфавиту
- год выхода
- страна
- статус
- жанр
- теги
- тип оригинала
- сортировка



Реклама на сайте | Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура