|
| | |
всего сделано правок - 44, последняя: 2023.01.05
| | | Иисус из Назарета
Названия | | Jesus of Nazareth / Gesù di Nazareth |
Хронометраж | | 382 мин. (хронометраж серии) |
Текущий статус | | ------------ |
Трансляция | | с 1977.03.27 (Италия) |
Проголосовало | | 13 чел. | | |
|
|
Как и было предсказано ветхозаветными пророками, на земле Иудеи, изнывающей под игом царя Ирода Великого (Питер Устинов), ставленника Рима, появляется на свет мессия — в Вифлееме, у простого плотника Иосифа (Йорго Воягис) и его невесты Марии (Оливия Хасси). Достигнув зрелого возраста, Иисус Христос (Роберт Пауэлл) начинает проповедовать, неся людям свет Божественной истины и постепенно собирая вокруг себя преданных учеников. Однако Его учение вызывает всё больше подозрений у иудейских старейшин, вплоть до членов Синедриона и самого первосвященника Каиафы (Энтони Куинн). | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2012.05.03 | Авторская оценка: 8/10 |
Изначально Франко Дзефирелли «видел» в обличии Иисуса Христа, не отваживаясь отдать предпочтение кому-то из них, Дастина Хоффмана и Аля Пачина – выдающихся молодых артистов, надежду нового Голливуда, в то время как Роберт Пауэлл проходил прослушивание на роль Иуды Искариота. Однако в последний момент режиссёр изменил решение и утвердил малоизвестного английского актёра, объяснив выбор примерно так1: «Если глаза такой чистоты у Иуды, то какими же они должны быть у Христа?!» Быть может, именно тогда у Дзефирелли родилась оригинальная идея, как тонко подчеркнуть отличие мессии от окружавших его людей, начиная с Иоанна Крестителя и учеников, будущих апостолов, и заканчивая римлянами. Внимательные зрители отметили, что в сценах, где Иисус показан в детстве, только постигающим собственное предначертание, Он моргает всего несколько раз, а в основной части повествования – лишь однажды. Более того, художник по гриму резко усилил эффект опять-таки простым средством, нанеся Пауэллу по тонкой тёмно-синей полоске на каждое верхнее веко и по белой полоске – на нижнее, подчеркнув тем самым пронзительную синеву глаз исполнителя…
Истинная режиссура проявляется именно в таких моментах, остающихся малозаметными для основной части аудитории, но работающих на создание особой атмосферы, способствующих лучшему и наиболее полному донесению замысла. Причём это – лишь одна (хотя и характерная) деталь авторской концепции, разработанной коллективом единомышленников. Показательно, что продюсер лорд Лью Грейд, приступая к реализации проекта и заинтересовав серьёзных инвесторов2, привлёк в качестве консультантов экспертов из Ватикана, Раввинского колледжа имени Лео Бека в Лондоне и Коранической школы в марокканском городе Мекнесе, а к Франко, истовому католику, с просьбой осуществить постановку обратился лично Римский Папа Павел VI. Кроме того, привлечение к написанию сценария признанного английского беллетриста и литературоведа Энтони Бёрджесса3 и Сузо Чекки Д’Амико, сотрудничавшей с крупнейшими итальянскими мастерами, в известной степени само по себе обеспечивало высокий уровень художественного осмысления Священного Писания.
Тем интереснее и важнее разобраться в том, какое послание несёт зрителям «Иисус из Назарета». Помня о богатой традиции в кинематографе (в частности, об опыте соотечественника Пьера Паоло Пазолини), авторы не могли, не спровоцировав упрёков в архаизме, подойти к экранизации буквалистски, взяв за основу эстетику благостных рождественских календарей. Одна из находок Франко Дзефирелли – демонстрация того, что квалифицируется в Новом Завете как чудо (Благовещение, исцеление увечных, воскрешение Лазаря, наконец, вознесение Христа на небо после распятия), предельно реалистично, преимущественно отражёнными средствами, без притязаний на постижение великих тайн. И это не видится уступкой современному рационалистическому мышлению, поскольку убедительность (в историческом смысле) событий не только не исключает, а, наоборот, подразумевает незримое присутствие Бога в гуще повседневной жизни. Бережная реконструкция атмосферы (съёмки велись в Тунисе, Марокко и Мексике), тщательность воссоздания предметов материальной культуры, органичное сосуществование на экране исполнителей, отобранных по типажному признаку, с мировыми «звёздами», богатство изобразительного решения – всё свидетельствует о вдохновении, не покидавшем кинематографистов. Другое дело, что, ища компромисс между церковными канонами и персональным видением Библии, Дзефирелли невольно привнёс в произведение толику противоречивости – или, как минимум, убрал в подтекст самую острую, жгуче актуальную сторону евангелий. Обеляя Иуду, павшего жертвой подлого обмана Зераха, и обрисовывая экстремистские действия зелотов – религиозно-политических фанатиков (к их числу отнесён даже Варавва!), режиссёр в то же время, скажем так, не заостряет внимания на заговоре Синедриона. Если воспринимать события поверхностно, формально, кажется, будто приговор Иисусу был вынесен чуть ли не «объективно», по трагическому стечению обстоятельств – и так же необъяснимо ведёт себя толпа, мгновенно отвернувшаяся от мессии и, не воспользовавшись предоставленной Понтием Пилатом возможностью, не избавившая Его от мук. Но… вспомним, как именно обращается к подсудимому Каиафа («Ты – Сын Божий?»), какие сомнения вдруг начинают одолевать прокуратора4, и уже не покажется странной мысль о созвучии дзефиреллиевской версии откровениям Михаила Булгакова, более определённо высказавшегося о злом умысле первосвященника с соратниками, о приведённом в исполнение изощрённом плане. Вот ведь парадокс! Искренность (по отношению к Ватикану) помыслов художника при обращении к личности Иисуса Христа вовсе не служит гарантией от того, что жизнеописание не наведёт на выводы, крамольные для христиан, облечённых высокой духовной властью и стоящих во главе такой могущественной и разветвлённой организации, на фоне которой Синедрион просто меркнет.
__________ 1 – Цит. по статье Юлии Зуевой «Роберт Пауэлл. Актёр и джентльмен на 101 процент», Видео-АСС, 1996, №33, стр. 84. 2 – Итоговый производственный бюджет оценивается в $12-18 млн. 3 – Он уже зарекомендовал себя благодаря другому (только на ветхозаветном материале) мини-сериалу, «Моисей-законодатель» /1974/. 4 – И Энтони Куинн, и Род Стайгер заслуживают всяческих похвал, воплотив глубокие и колоритные образы, невзирая на крайне ограниченное по времени присутствие на экране.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Сильный, запоминающийся фильм. Знакомая (уже 2000 лет) история, задокументированная четырьмя людьми и пережившая бесчленные переиздания на всех языках человечества и массу экранизаций, выглядит свежо, драматично и увлекательно.
Пожалуй, дело в том, что режиссер общается со зрителями на современном языке, как бы следуя указаниям апостолов, призывавших проповедовать понятными людям словами. Дзефирелли старается четко, реалистично и, при этом, не отступая от текста (пожалуй, за исключением последней серии) пересказать содержание Евангелий, что выгодно отличает фильм от часто, к сожалению, архаичных и манерных официальных проповедей, окостеневающих и теряющих всякий смысл в ритуале.
Еще один примечательный аспект - раскрытие характеров апостолов, по крайней мере Петра и Иуды, частично Матвея и Ивана, - изображение живых людей, со сложными характерами и различным мировосприятием. Это действительно оживляет давно затертые и обезличенные картинки, показывая постепенное превращение "обычных" людей в свидетелей пришествия в мир Бога. Превосходно "ситуативно" размещены притчи Иисуса, его суждения - большинство из них высказывается в контексте напряженных и абсолютно реалистичных ситуаций, наглядно демонстрирующих смысл и действенность притч: следование духу закона, а не его извращение через букву, первичность изменения сердец, а не правительства или ума, основное правило - любовь к Богу через любовь к ближнему, освобождение, прежде всего, от рабства внутреннего - рабства греха, а не от внешнего господства, чрезмерный патриотизм, как форма ложного кумиропочитания... Очень много столь очевидных и настолько же непонимаемых и игнорируемых истин. Действительно, не всех пришел Он просветить - некоторых ослепить.
Впечатление портит последняя, на мой взгляд, несколько компромиссная и скомканная серия. Мне она показалась слабее остальных серий. Но, возможно, я просто на нее наложил слишком большие ожидания и сравнение со "Страстями" Гибсона, которым 4-я часть в плане драматургии уступает. Тем не менее, художественных достоинств у фильма гораздо больше, чем недостатков. Больше же всего об этом свидетельствует увлекательность просмотра.
|
| | |